наверх
24.04.202400:36
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

В вопросе блокады фур Украина отдала полномочия экстремистам - Степанюк

Блокада фур. Компромисс Украины и РФ (213)

1525141
Официального решения правительства о запрете транзита грузов не было, и блокирование движения транспорта свидетельствует о том, что Украина не контролирует свою территорию и нарушает ряд международных обязательств, заявил экономический эксперт Всеволод Степанюк.
Блокирование движения российских фур во Львовской области

Россия приостановила движение грузовых транспортных средств, зарегистрированных в Украине, по своей территории. Сообщается, что запрет будет действовать до урегулирования Украиной ситуации с блокированием движения российских фур в сторону Евросоюза. Напомним, на третий день акции, кроме Закарпатья, Волыни и Львовщины к блокаде присоединились также Ровно, Ивано-Франковск, Черновцы и Житомир.

Глава министерства иностранных дел Павел Климкин заявил, что ситуация будет решаться  в соответствии с международным правом, но с учетом национальных интересов.

Экономист, научный сотрудник Института мировой экономики НАНУ Всеволод Степанюк в эфире радиостанции Голос Столицы высказал мнение, что своими действиями активисты выставили Украину перед ЕС как ненадежного партнера.

Свыше сотни российских фур на данный момент застряли в Украине. Насколько это значительно количество?

— Для меня всегда очень странной была политика "давайте сделаем кому-то хуже". Прежде всего, нужно смотреть, как это отразится на нас. Россия не запрещала движение украинского транспорта по своей территории, она запрещала только провоз грузов определенной номенклатуры, потому что транспорт может везти не только российские или украинские грузы. Фуры могут везти белорусские, молдавские, литовские товары и так далее. Стоит отметить, что Украина ничего не запрещала, то есть официального решения правительства о таком запрете не было. И блокирование движение транспорта экстремистскими группировками свидетельствует о том, что Украина не контролирует свою территорию, это свидетельствует о плохой работе правительства по обеспечению безопасности международных перевозок. Это нарушает ряд международных обязательств Украины и ведет к потерям бюджета, потому что этот транспорт платит за движение по территории Украины. И опять же, страдает имидж страны, потому что перед ЕС Украина выставлена как ненадежный партнер, который не контролирует свою территорию. То есть действия этих групп фактически направлены против Украины, а не на борьбу за европейские ценности и так далее.

Какие суммы потеряют Украина и Россия в результате этой блокады?

— Доставку этих грузов можно легко направить морским путем. Скажем, Россия может возить товары в Европу через балтийские, черноморские порты и так далее. То есть в деньгах это не очень большие прямые потери, но имиджевые потери огромны. Это и ухудшение инвестиционного климата, и ухудшение инвестиционных рейтингов страны, потому что никто не будет инвестировать в страну, где не гарантированно передвижение грузов.

Кому принадлежат грузы, которые перевозятся в фурах из России в ЕС через территорию Украины?

— Это не имеет значения, потому что согласно международным договорам Украина обязана обеспечивать транзит. Во-вторых, это зависит от базиса поставки. Это может быть как собственность европейских компаний, так и российских или китайских. Эти группы, которые блокируют движение, не являются специалистами по международному праву, чтобы проверять какие-либо документы, да и полномочий у них нет никаких, это полномочия власти. А если государство отдает свои полномочия экстремистским группам, то в глазах мира — мы недееспособное государство.

Правительство готовится принять официальное решение относительно запрета транзита…

— Я думаю, что правительство примет решение, но вопрос в том, каким образом оно будет выполняться. Опять будут говорить, что ничего не могут сделать? Это странные отговорки для правительства, что они ничего не могут сделать на своей территории.

Министр иностранных дел Павел Климкин заявляет, что Украина решит вопрос блокады фур согласно международному праву. Каким образом?

— Фуры должны передвигаться, так как Украина взяла на себя обязательства согласно ряду договоров. Возможно, они будут решать этот вопрос силовой операцией, но это маловероятно. Честно говоря, заявления нашего министра часто бывают настолько странными, что их трудно комментировать.

То есть единственный выход — возобновить транзит?

— Либо каким-то образом его регулировать, возможно, даже и запрещать, но для этого должны быть конкретные решения, должны быть заявления, должна быть четкая аргументация согласно международному праву. Мы не можем запрещать транзит, если нет причин для этого.

Но Россия ранее ограничивала транзит украинских грузов через свою территорию…  

— Грузов, а не машин. Правильно, она ограничила определенную номенклатуру грузов, которые четко указаны. У нас тоже есть санкции по отношению к России, которые четко расписаны. Но к машинам это не относится, потому что они могут везти, например, китайские товары.

Читайте также: Кость Бондаренко: что везут фуры РФ и что грозит Украине

Напомним, акция по блокированию движения российских грузовиков через территорию Украины длится уже несколько дней. При этом поступила информация, что несколько десятков фур готовятся к прорыву в сторону Закарпатья, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы организатор акции Тарас "Хаммер".

Стоит отметить, что правоохранители заняли пассивную позицию — они не помогают активистам, но и не препятствуют проведению акции, а лишь следят, чтобы не было никаких эксцессов. Об этом ранее сообщила спецкор радиостанции Голос Столицы Екатерина Ирха.

Самое читаемое
    Темы дня