наверх
19.04.202406:10
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Достижения и провалы Министерства экономики. Мнение эксперта

Перезагрузка правительства по-украински (264)

(обновлено: )29720
Глава Минэкономразвития объявил о своей отставке. Как заявил эксперт Илья Несходовский, власти пытаются сохранить коррупционные схемы, поэтому чиновникам, которые были нацелены на проведение реформ, приходится уходить из системы.

Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил об отставке с занимаемой должности. Он обвинил заместителя председателя фракции "Блок Петра Порошенко" Игоря Кононенко в лоббировании назначения лояльных руководителей монополий и попытке контролировать финансовые потоки государственных предприятий.

Котировки украинских евробондов сразу после новости об отставке Абромавичуса упали на 2% и продолжили свое снижение.

Как отставка министра экономического развития и торговли скажется на экономике страны, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал кандидат экономических наук, эксперт инициативы "Реанимационный пакет реформ" Илья Несходовский.

Читайте также: Демарш Абромавичуса и глубочайший политический кризис в Украине

Какие выводы просятся из взаимных обвинений Абромавичуса и Кононенко?

– Невозможно формировать правительство, делая картинку для внешних экспертов, ставить людей, которым доверяет мировое сообщество, и при этом пытаться сохранить полностью коррумпированные схемы по использованию государственной собственности. В конце концов, кто-то должен уйти.

И я вижу, что в последнее время уходят именно те, кто пытались что-то сделать. Они не хотят длительный срок служить просто картинкой.

У Абромавичуса был план реформирования экономики?

– Люди говорят, что Минэкономики не занимается экономикой. Но Минэкономики и не должно напрямую предоставлять кому-то льготы, оно должно создавать условия для нормального развития бизнеса.

Где крались деньги? Была создана абсолютно неэффективная система искусственных препятствий, получения различных разрешений, бумажек, была бюрократия.

И в плане дерегуляции было отменено значительное количество запретов, разрешительных документов, которые только создавали искусственные препятствия для бизнеса, на которых зарабатывали чиновники.

При этом деньги крались и на государственных предприятиях. И здесь, действительно, можно высказать к Минэкономики претензию. Еще год назад мы говорили, что даже если поставить другого руководителя на госпредприятие, это не изменит систему. Государственная собственность на сегодняшний день – это кормушка для партийных касс. И ничего здесь не сделаешь, как бы вы ни старались.

Не нужно менять владельца, пусть предприятия остаются в госсобственности. Нужно менять систему управления. К примеру, передать "Нафтогаз" в частные руки – это угроза. При этом все остальное должно было быть приватизировано, и здесь много вопросов и к Минэкономики, и к ФГИ, и ко многим другим учреждениям, которые ничего существенного в этом направлении не сделали.

Проблема в коррупции?

– Мы знаем ответы, мы знаем, что есть денежные потоки, которые идут в конкретные карманы.

Кто сейчас у власти? Несмотря на некое обновление, 90% – это люди, которые знают, как функционирует система. И эти денежные потоки настолько велики, что им сложно от них отказаться. Отсюда и возникает желание везде расставить своих людей, чтобы остались прежние схемы.

Система не изменилась, просто денежные потоки пошли по другим направлениям. И реформы в их понимании заключаются в том, что они меньше воруют, чем их предшественники, следовательно, они лучше.

Абромавичус проработал 14 месяцев. Что ему удалось осуществить?

– Первые три месяца формировалась команда, Абромавичус сам ее формировал. Далее в течение месяца-двух происходили увольнения и формирование среднего звена управленцев. Затем столкнулись с порядком принятия решений, потому что некоторые решения рассматривались по пару месяцев. И только на четвертый-пятый месяц появилась возможность работать.

Что касается системы тендеров PROZORRO, то старт этому направлению дали Transparency International и РПР. Система не решает все проблемы тендерных закупок, но в общей сложности 60% проблем решено. При этом те, кто постоянно выигрывал тендеры, потому что не было альтернативы, теперь публикуют различные статьи о том, что это плохая система.

Кроме того, проведена существенная работа по дерегуляции. Что касается приватизации, то блокировка была, в основном, со стороны парламента и со стороны АП. От таких денежных потоков отказываться никто не хочет. Они хотят, чтобы предприятия показали свою убыточность, а деньги оставались совсем в других карманах.

По реформе госсобственности могу сказать, что она получилась такой же провальной, как и реформа прокуратуры. Остались те же кадры. При этом во многие госпредприятия были набраны новые люди, но посмотрим, как они будут управлять.

Что нужно было сделать после "Майдана", чтобы изменить коррупционную систему?

– Тогда вся страна была пронизана коррупционными схемами. И после прихода во власть нужно было сказать: с этого момента мы заключаем соглашение. Я вас не трогаю за прошлое, но теперь никто из вас не будет воровать и нарушать закон.

Стоит вспомнить декларацию от крупного бизнеса, которую представил Сергей Тарута. Бизнес обязуется честно платить налоги и отказывается от финансирования партий. Я считаю, что это достаточно знаковое соглашение, стоило бы его поддержать, если это правда. Они ничего не требуют, они просто декларируют. И было бы хорошо их поддержать и создать предлагаемые ими инструменты для контроля за этим соглашением.

Ранее в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт Владимир Панченко заявил, что проблемой реформ в экономической сфере является то, что ими руководит Айварас Абромавичус. По его мнению, Абромавичус хуже всех справляется со своими обязанностями среди чиновников-иностранцев.

В то же время сам Абромавичус в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил, что на январском экономическом форуме в Давосе партнеры из США предложили найти директоров для украинских госпредприятий.

Самое читаемое
    Темы дня