наверх
29.03.202404:38
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперт: у Путина большая заинтересованность урегулировать конфликт на Донбассе

(обновлено: )278092
Мирный план урегулирования конфликта на Донбассе так и не удалось реализовать в намеченный срок (до конца 2015 года), но есть надежда, что с появлением экс-спикера Госдумы Бориса Грызлова в качестве переговорщика с российской стороны, дело сдвинется.
Президент РФ Владимир Путин

РИА Новости Украина

Сколько еще будет длиться диалог сторон, и кто на самом деле тормозит выполнение минских соглашений корреспонденту Sputnik рассказал директор украинского филиала Института стран СНГ, политолог Денис Денисов

В очередном заседании Контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе, состоявшемся в Минске, с российской стороны впервые принимал участие Борис Грызлов. Можно ли рассчитывать на значительный прогресс в выполнении минских соглашений с его появлением?

— Думаю, положительные изменения будут. Они должны быть, потому что участие в переговорах Бориса Грызлова, на данный момент являющегося постоянным членом Совета безопасности РФ, значительно увеличит интенсивность переговорного процесса и впоследствии, надеюсь, приведет к тому, что все больше пунктов минских соглашений будет реализовано в полном объеме. 

Очень хотелось бы верить в то, что договоренности о полном прекращении огня с 14 января действительно будут выполняться и одной и другой стороной. Это было бы  первым знаковым шагом участия Грызлова в переговорах.

На ваш взгляд, о чем вообще говорит назначение в контактную группу такой фигуры как Борис Грызлов?

— Необходимо просто посмотреть биографию Грызлова и понять, что этот человек имеет прямой доступ к президенту России. Владимир Путин его ценит и уважает, что является большим плюсом ко всем тем качествам, которыми Грызлов и так обладает. 

Назначение такого человека призвано показать, что Россия очень серьезно подходит к проблеме урегулирования конфликта на востоке Украины, а также демонстрирует, что у российского президента есть большая заинтересованность  в том, чтобы конфликт  действительно был урегулирован.

А в состоянии ли представители Украины самостоятельно принимать решения в Минске?

— Очевидно, что Украина не самостоятельна в принятии решений, но это не говорит о том, что минский процесс невыполним. Мы прекрасно понимаем, что в настоящее время Украина является страной с ограниченным суверенитетом, и во многом зависит от своих западных партнеров: и в финансовой части, и в политической. 

Некоторые принципиальные вопросы, безусловно, согласовываются  с представителями, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки. Мы прекрасно помним очень яркий факт, который иллюстрирует подобное утверждение. Когда было голосование в первом чтении за поправки в Конституцию Украины, которые как бы с украинской стороны являются выполнением минских соглашений по одному из пунктов, на голосовании присутствовали представители Госдепартамента. А до этого они вели достаточно активные консультации с представителями  целого ряда политических сил Украины. И таких примеров много.

России с этим приходится считаться и мириться. Здесь важно само понимание того, что коль уж украинская сторона не совсем самостоятельна в принятии решений, то необходимы и параллельные диалоги по минскому процессу российской стороны с США и с ЕС. 

Вы упомянули о поправках.  Каковы, на ваш взгляд, перспективы утверждения этих конституционных изменений, предусмотренных минскими соглашениями? Будут ли самопровозглашенные республики согласны с поправками в том виде, в котором они предлагаются, даже если они будут приняты Радой?

— Как мы знаем, в течение января этого года Украина, согласно минским договоренностям, должна внести изменения в Конституцию относительно децентрализации. Мы говорим о поправках, которые в первом чтении были приняты украинской Верховной Радой в конце лета. 

На данный момент существует достаточно большая вероятность того, что все-таки президент Порошенко найдет 300 голосов: через договоренности, где-то, может быть, используя различные средства влияния. Петр Порошенко таким образом в очередной раз сможет продемонстрировать западным партнерам, что Украина выполняет минские соглашения. 

Читайте также: Карасев о пресс-конференции Порошенко: по Донбассу Украина пойдет на уступки

Но поправки, которые были проголосованы в первом чтении, на самом деле не отвечают минским соглашениям, а если говорить точнее, они их нарушают. Потому что на самом деле в 11-м пункте минских соглашений говорится, что поправки в Конституцию Украины должны вноситься на основании компромиссного решения с учетом мнения представителей самопровозглашенных республик. Этого сделано не было. 

Также мы знаем, что в самом теле Конституции не прописан особый статус этих территорий, о чем опять-таки говорится в минских соглашениях. 

И в-третьих, конечно, следует отметить, что европейские партнеры в лице Германии и Франции все чаще и все больше демонстрируют, что они не удовлетворены такой позицией Украины – которая создает видимость, что выполняет соглашения, но по своей сути делает все, чтобы, наоборот, их сорвать. 

И в этом отношении хотелось бы верить, что даже если данные поправки будут приняты, реакция со стороны европейских партнеров будет однозначна, и Киев должен будет эти поправки переголосовать. 

Что касается позиции ЛНР и ДНР относительно этих изменений в Конституцию Украины,  она уже неоднократно была озвучена. Лидеры республик очень четко заявили, что в подобном виде, в котором сейчас предложены изменения, они неприемлемы. 

Соответственно, для ЛНР и ДНР вопрос их признания-непризнания вообще не стоит, потому что эти поправки несколько "из другой оперы". Это на самом деле передергивание и очередной вариант откровенного вранья со стороны представителей Украины – конечно, принять их, с точки зрения представителей республик, просто невозможно. 

Насколько еще может затянуться этот "конструктивный" диалог? И кто на самом деле тормозит минский процесс?

— Как мы знаем, изначально минские соглашения подразумевали, что этот документ будет действовать до конца 2015 года. Однако в силу тех обстоятельств, которые сопутствовали реализации данного документа, стало для всех очевидным, что его необходимо продлевать и на 2016 год, что фактически и произошло. 

Говорить сейчас точно, о каких сроках идет речь, мягко выражаясь, преждевременно. Как мы понимаем, полная реализация данных соглашений зависит от политической воли участников самого процесса и аффилированных стран, таких, например, как США.

Если действительно будет политическая воля со стороны всех участников процесса, то, безусловно, минские соглашения можно реализовать в течение 2016 года. Если не будет, то эти соглашения могут быть продлены и на 2017, и на 2018 год…

В среду 13 января в белорусской столице состоялся очередной раунд переговоров по урегулированию ситуации на Донбассе.  В заседании Контактной группы принимал участие Борис Грызлов в качестве нового представителя РФ.  Накануне переговоров в Минске экс-спикер Госдумы посетил Киев, где в составе трехсторонней группы встретился с президентом Украины Петром Порошенко. Следующее заседание Контактной группы пройдет в Минске 20 января. 

Самое читаемое
    Темы дня