наверх
24.04.202406:15
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бюджет-2016: что ждать бизнесу после поправок?

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )142021
В вопросах изменений в Налоговый кодекс депутаты и Кабмин достигли ряда компромиссов. Чего ожидать бизнесу в 2016 году, спрогнозировал руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский и замглавы бюджетного комитета ВР Виктор Кривенко.

Рабочая группа по коррекции Налогового кодекса и подготовке на его базе проекта госбюджета-2016 договорилась о сохранении в следующем году снижения ставки Единого социального взноса на 40% – до 22%, сохранении упрощенной системы налогообложения для малого и среднего бизнеса и финансовой децентрализации. Об этом заявил спикер парламента Владимир Гройсман.

Удалось ли депутатам и Кабмину достичь компромисса по вопросу налоговой реформы, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

Упрощенная система налогообложения была камнем преткновения. Почему же удалось договориться?

— Раздражителем выступил вопрос сохранения специального налогообложения для аграрного сектора. Фактором, повлиявшим на компромисс, стали акции протеста под стенами Верховной Рады.

Предполагается ли сберечь упрощенную систему налогообложения в финальной редакции Налогового кодекса?

— Сейчас ведется работа о частичных изменениях в Налоговый кодекс для принятия бюджета на следующий год. Более глобальные изменения в Налоговый кодекс договорились перенести на следующий год. Чем это закончится, мы увидим. Что касается упрощенной системы налогообложения, то я не думаю, что сейчас будут играть с огнем. Они не намерены подвергать себя очередным акциям протеста, что может привести к блокированию принятия любых решений. А это хуже, чем принятие компромиссных решений на данном этапе.

В новом документе остались вопросы, которые не устраивают предпринимателей?

— "Акцизников" волнует радикальное повышение акциза на алкоголь, официально бутылка водки будет стоить 90 гривен. Возможно увеличение контрабанды, рост теневого рынка, и государство может не получить того фискального эффекта, который планируется. Также есть спорные моменты по НДС: в законопроекте должна быть отражена система автоматического режима возмещения для всех плательщиков, без всяких критериев, нужна возможность прозрачно это отслеживать, и реестры должны быть публичными. Также есть целый ряд вопросов, связанных не только со ставками, но и с администрированием налогов. Это очень чувствительные для бизнес-среды точки. Я думаю, дискуссия должна продолжиться уже в следующем году, так как если за недостатком времени такие решения будут приняты в спешке, не получат системный характер, то это только ухудшит бизнес-среду в Украине.

Читайте также: Бюджет-2016: все на защиту олигархов

Компромиссные изменения в Налоговый кодекс в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал также заместитель главы бюджетного комитета Верховной Рады Виктор Кривенко.

Гройсман заявил о снижении единого соцвзноса, сохранении упрощенной системы налогообложения и продолжении бюджетной децентрализации. Что это означает на практике?

— Первое, по чему у нас есть общий консенсус: мы пробуем защитить местное самоуправление, реформа, которая успешно движется, не будет отменена. Что касается изъятия единого налога, передачи многих расходов на плечи местных бюджетов, то договорились эти нормы убрать. Второй вопрос касается аграриев. Есть однозначный прогресс в защите аграриев, но посмотрим на окончательную редакцию правительства.

Чей вариант изменений в Налоговый кодекс все же взяли за основу: парламента или Кабмина?

— Существует консенсус, что необходимы точечные изменения там, где есть злоупотребления, и там, где есть возможность увеличить доходы бюджета. Позиция Рады в том, чтобы это не шло вразрез с интересами предпринимателей. И тема дискуссии, которую часть депутатов, в том числе и я, ведут со своими коллегами, – это несправедливость, которая возникнет в связи со снижением нагрузки на фонд заработной платы. Реформа в сегодняшнем виде не приведет к выводу из тени "айтишников", сферы услуг, около 40% торговли. При этом для большого бизнеса нагрузка существенно снизится, в первую очередь, для аграрной, сырьевой, металлургической, химической отраслей. Эти сферы мы не можем полностью проконтролировать по прибыли, очень многие компании продолжают выводить в оффшоры свои доходы, хотя есть и большие успехи в этом году по увеличению рентных платежей с сырья. В итоге крупные компании получают большой бонус, а компании, которые в тени, из тени не выйдут. И это стоит в чистых деньгах около 40 миллиардов гривен, и это, в свою очередь, побуждает правительство нападать на предпринимателей, аграриев, работающих пенсионеров. Но я думаю, что пришли к консенсусу. Действующий эксперимент этого года – применение коэффициента 0,4 к ЕСВ, если предприятие в два с половиной раза увеличивает заработную плату. И работодатель не платит больше ЕСВ, и бюджет ничего не теряет, но фонд труда легализируется.

Озвученные параметры Налогового кодекса рабочая группа согласовала с МВФ?

— Здесь нужно прекратить все манипуляции раз и навсегда. Ключевое требование Фонда – это сбалансированный государственный бюджет с дефицитом в 3,7%, это его основное требование. Далее важны оговорки, замечания и предложения от Фонда, например, спецрежим по аграриям, также были замечания к коэффициенту 0,6 по ЕСВ. Но ключевое требование МВФ – сбалансированный бюджет.

К слову, эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.

Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС — это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".

Самое читаемое
    Темы дня