наверх
11.05.202106:54
Курсы валют НБУ
  • USD27.76+ 0.04
  • EUR33.49+ 0.08

Изменения в Конституцию. Президент и влияние на ГПУ

(обновлено: )31410
Предложенные Петром Порошенко изменения в Конституцию, которые уже направлены в парламент, подразумевают расширения полномочий президента, заявил политолог Александр Москалюк.

Парламент не сможет отправлять в отставку генерального прокурора самостоятельно, а прокуратуру лишат некоторых функций. Такие предложения содержатся в проекте изменений в Конституцию, переданному президентом в парламент. В частности, Петр Порошенко предлагает исключить возможность парламенту высказывать недоверие генеральному прокурору, которое влечет его отставку. Изменения будут внесены таким образом в статью №85 Конституции. А взамен предлагается установить процедуру назначения и увольнения генпрокурора президентом при согласии Верховной Рады. Срок полномочий генерального прокурора будет составлять 6 лет, а одно и то же лицо не может занимать должность 2 срока подряд. Кроме того, в этом документе предлагается лишить прокуратуру функций общего надзора.

Подробнее о предложенных изменениях в основной закон радиостанция Голос Столицы поговорила с экспертом по конституционному праву, политологом Александром Москалюком.

Как вы оцениваете предложение президента? Не приведет ли это к тому, что генеральный прокурор фактически станет человеком президента?

― Дело в том, что даже когда у нас была процедура, которая давала возможность парламенту выражать недоверие генеральному прокурору, то эта норма фактически бездействовала. Потому что набрать 226 голосов, чтобы отправить генерального прокурора в отставку, было достаточно проблематично. Но все равно это был дополнительный предохранитель, который позволял парламенту осуществлять функцию контроля за деятельностью генерального прокурора без участия президента. Сейчас же, фактически, президент увеличивает свои полномочия, лишая через изменения в Конституции возможности ВР самостоятельно решать вопрос о прекращении полномочий генпрокурора. В целом, такое предложение не является критичным, так как все равно и назначение, и увольнение происходит при участии и ВР, и президента. Но все говорят об ослаблении роли президента, а по факту получается, что президент по старой украинской традиции пытается повсюду увеличить свои полномочия. Другой вопрос, что на сегодняшнем этапе общество не очень охотно реагирует на такие желания президента.

Если подытожить, такая дополнительная независимость ГПУ ― это негатив?

― Я сторонник того, что надо было вводить тот механизм, который был предусмотрен в проекте внесения изменений в Конституцию Реанимационным пакетом реформ. Он предусматривал, что основную роль в назначении генерального прокурора должен осуществлять Высший совет правосудия. А в этой ситуации можно говорить о том, что происходит усиление роли президента. Так или иначе, у нас продолжает существовать ситуация, когда должность генерального прокурора является политической.

А как вы расцениваете то, что у прокуратуры должны забрать определенные функции?

― В этой части ситуация неоднозначная. На самом деле, классической рафинированной функцией прокуратуры всегда была функция поддержания государственного обвинения в суде. Функция общего надзора, в силу определенных исторических реалий, дискредитировала себя в обществе, потому что довольно часто можно было видеть фактическое злоупотребление прокуратурой в части именно общего надзора. Тем более, что есть другие органы власти, которые имеют соответствующие специальные полномочия. Но с другой стороны, в нынешних условиях лишение этой функции общего надзора может привести к полной анархии в деятельности различных государственных органов. Я считаю, что не надо было с этим так сильно спешить.

Кому передаются эти функции?

― На самом деле, у большого количества государственных органов эти функции уже есть. Функция общего надзора ― это дублирование функций других органов власти.

Не делается ли это на фоне выбора антикоррупционного прокурора, да еще и таким образом, чтобы ослабить позиции генпрокурора и усилить позиции антикоррупционного прокурора?

― Я бы не стал так говорить, потому что необходимость лишить прокуратуру функции общего надзора ― это очень долгая история. И, по моему убеждению, эти вопросы непосредственно не связаны.

Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня