наверх
23.09.202014:41
Курсы валют НБУ
  • USD28.21+ 0.00
  • EUR33.12- 0.08

Кличко не управляет Киевом, за ним стоят бизнесмены – политтехнолог

Второй тур выборов мэров: итоги (248)

(обновлено: )65011
Политтехнолог Екатерина Одарченко считает, что большой разрыв между кандидатами во втором туре выборов невозможно преодолеть без огромного количества ресурсов, а сами кампании, направленные на повышение явки, очень дорогостоящие и малоэффективные.

Киевская городская государственная администрация насчитала 47 сообщений о проблемах в ходе голосования во втором туре выборов в столице. Об этом заявил руководитель аппарата КГГА Владимир Бондаренко. По его словам, большинство сообщений касается проблем со списками избирателей и проблем с голосованием на дому.

Политтехнолог Екатерина Одарченко убеждена, что низкая явка избирателей во втором туре была предсказуемой. Об этом эксперт заявила в эфире радиостанции Голос Столицы.

Почему, на ваш взгляд, во втором туре выборов — такая низкая явка?

— На самом деле, в Киеве такая явка была абсолютно ожидаема. В принципе, и экспертный пул, и пиар-кампания второго тура действующего мэра строилась на том, что был очень большой отрыв от его оппонента. И если вы поддерживаете мэра, то зачем приходить, когда и так рейтинг достаточно высок.

А если вы дисциплинированный избиратель, которому нравятся добрые дела, сделанные мэром за счет использования административного ресурса и других механизмов, если вы являетесь частью агитационной сети, которую довольно четко выстраивали для мэра, то вы, конечно, придете и проголосуете.

Электорат второго кандидата абсолютно недисциплинированный, это, скорее люди, которые голосовали не за кандидата, а против мэра. И я считаю, что такой большой разрыв между кандидатами во втором туре невозможно преодолеть без вложения чрезвычайно большого количества ресурсов, речь идет о 5-7 миллионах долларов.

Могу сказать, как специалист, что кампании на повышение явки являются очень сложными и могут повысить явку максимум на 5%. А если говорить о технологиях понижения явки, то есть, сделать так, чтобы сознательный и активный молодой избиратель не пришел на участок, а пришел исключительно социально-зависимый избиратель, который имеет еще во многих случаях ментальность Советского Союза, то это намного легче, и явку можно уменьшить до 20%.

Я уже не говорю о технологиях псевдопровокаций и так далее, когда избиратели не идут на участки с точки зрения безопасности.

А кто их использовал?

— Например, была технология понижение явки в Чернигове. Она просто была очень явной с точки зрения псевдопровокаций, то есть провокаций, которые могли произойти.

Также технологии понижения явки использовались в Херсоне. Там расклеивались сообщения от действующего мэра, где говорилось о том, что будут какие-то проверки, связанные с ЖКХ, и была просьба во второй половине дня быть дома.

Многие киевляне говорят о том, что их не устраивает Кличко, что он "бездарный"…

— Это большая ошибка не только избирателей, но и кандидатов, когда они смотрят на борды и говорят: "Вот моей жене и другу этот билборд не нравится". Он может не нравиться, но есть статистика, есть методы исследования, которые показывают, что он должен нравиться большинству.

Избиратели, которые, в основном, ищут хозяйственника или отца нации, мыслят одноходовкой: "если — то", а есть люди, которые мыслят: "если один, два, три — то что-то другое". То есть, это разные типы мышления, и, поэтому, нельзя говорить, что победа мэра — это исключительно фальсификация.

Безусловно, в кампанию мэра вкладывалось гораздо больше, и эти средства вкладывались более системно. Если бы были оппоненты, которые играли хотя бы в образе Попова, то пришел бы этакий Попов с такой же системной работой, у которого только на call-центре работало 50 человек на агитацию, у которого был руководитель каждого дома, который без подкупа, но системно агитировал жителей этого дома, тогда была бы альтернатива нынешнему мэру.

Этот мэр является продуктом кулуарных договоренностей, и граждане правы, что сам по себе он не может управлять городом, потому что не имеет профессиональной подготовки. Но есть Никонов, есть другие достаточно умные предприниматели, использующие эту позицию для развития своих крупных проектов.

Это вопрос гражданской активности. Если гражданин хочет что-то изменить, то он вступает в любую форму либо контроля, либо активности, и выделяет на это 4 часа времени в неделю, и это можно начать делать уже завтра. А если просто говорить, что все плохие, то я тоже поддерживаю мнение, что большинство политических элит достаточно безответственны, я вижу это каждый день на практике.

А с чем это связано? Это низкая культура или они интеллектуально не дотягивают до необходимого уровня?

— Нет. Это способ зарабатывания денег. Политика — это вещь достаточно затратная, она не может быть незатратной. Всегда и телеканалы, и медиа, другие возможности, в том числе, силовой блок контролируются кем-то из крупных ресурсодержателей. Поэтому, построить политическую силу совсем без денег не получается.

Сколько процентов голосов добавляют call-центры, которые работают при кандидате?

— Если это call-центр, который работает исключительно как горячая линия, то немного, так как эти люди обычно обращаются за так называемой правовой помощью, а, на самом деле,это просто желание поговорить. А если call-центр работает на исходящие звонки, то нужно считать. Один оператор может делать где-то порядка 150-250 звонков, надо умножить это на количество дней, которые оператор работает и получается, что самый маленький call-центр может совершать где-то 15 000 звонков, а наибольший — порядка 300 тысяч. Это эффективно, ведь, даже, если работать по системе поквартирного обхода, то не каждая дверь откроется.

В то же время, есть люди, которые проводят много времени дома, в том числе, пожилые люди, которые часто хотят пообщаться и готовы выслушать инициативу кандидата или определенную информацию о нем. И, по моим подсчетам, call-центр в общей картине играет важную роль и добавляет где 5-10% от общего охвата, а это где-то 3-4% к рейтингу.

Но, опять же, это зависит от темы. То есть, если это тема привлечения избирателя к какой-то активности, это работает. А если это тема — "просто прослушайте о кандидате", и никакой обратной связи нет, то это работает гораздо хуже. В Киеве хорошего call-центра на исходящие звонки, насколько я знаю, в этом году не было.

То есть, даже у столичного мэра не было этого call-центра?

— У него был call-центр на входящие звонки, но на исходящие звонки, насколько я знаю, специалисты для Кличко этого не делали. У Попова был хороший call-центр. В свое время, он очень помог ему с точки зрения поддержания обратной связи с избирателями. И очень хорошо использовать call-центр в последние дни выборов, чтобы приглашать на голосование своих сторонников, это очень эффективно.

Отметим, что еще до старта выборов был зафиксирован ряд нарушений. Координатор избирательных парламентских программ сети ОПОРА Ольга Айвазовская сообщила, что в нескольких местах уже зафиксирован подкуп избирателей.

"В Чернигове в пятницу и в четверг активно оказывалась материальная помощь избирателям от одного из благотворительных фондов, который имеет определенное отношение к кандидату, вышедшему во второй тур. Материальная помощь раздавалась в таких масштабах, что фиксировались очереди по 300 человек, а иногда люди стояли по 10 часов кряду, чтобы ее получить", — сообщила Ольга Айвазовская.

Также стало известно, что правоохранители получили приказ стрелять на поражение в случае вооруженных провокаций в ходе второго тура местных выборов. Об этом в эфире радиостанции Голос Столицы заявил советник главы МВД Зорян Шкиряк.

Самое читаемое
    Темы дня