Генпрокурор внес поправки в состав конкурсной комиссии по отбору антикоррупционного прокурора. Виктор Шокин подписал приказ об исключении начальника Главного следственного управления ГПУ Юрия Грищенко и заместителя начальника Департамента кадровой работы Николая Садового из состава конкурсной комиссии.
Вместо них выбирать антикоррупционного прокурора будут исполнительный вице-президент Конгресса национальных общин Украины Иосиф Зисельс и председатель общественной организации "Всеукраинский союз ветеранов АТО" Тарас Ткалич.
Что изменится после такой рокировки, радиостанция Голос Столицы узнала у исполнительного директора Transparency International Украина Алексея Хмары.
Ранее представительство ЕС сообщало, что не доверяет процессу создания специализированной антикоррупционной прокуратуры в Украине и даже готово воздержаться от его финансирования, если комиссия не будет изменена. Сейчас Генпрокуратура пошла на такие изменения. Действительно ли что-то изменится в работе комиссии и связываете ли вы такое решение с визитом Могерини в Киев?
— Она сегодня действительно находится в Киеве, и украинские чиновники хотели продемонстрировать, как они говорят, последовательность, нацеленность на европейские ценности. Поэтому они сделали такую рокировку, то есть провели замену двух кадров.
Но, на самом деле, этого недостаточно, так как параллельно с этим мы хотим заменить еще одного человека в комиссии, ввести европейского представителя — (генерального директора Европейского управления по борьбе с мошенничеством Джованни — Ред.) Кесслера. Но вместо того, чтобы поменять, например господина Севрука — очень одиозного заместителя генпрокурора, который в свое время открывал уголовные дела против молодых реформаторов прокуратуры — решили, что "а давайте господин Кесслер поработает вместо представительницы от Соединенных Штатов", хотя она достаточно хорошо справляется со своей работой.
А кто выдвинул такое предложение?
— Формально сейчас с этим предложением вышли депутаты от "Блока Петра Порошенко" — Юрий Луценко и еще несколько депутатов, но реально это вроде как предложение самого президента. То есть он говорит: "Вы хотите Кесслера? Хорошо, мы поменяем Кесслера на человека по квоте Порошенко в парламенте". Это неправильно, потому что реально надо менять всех людей по квоте Генпрокуратуры. И менять их надо именно потому, что эти люди очень близки и лояльны к генеральному прокурору Шокину, они очень сильно влияют на то, каких людей выбирают на руководство антикоррупционной прокуратуры.
Поэтому игра продолжается, и не факт, что такие показательные замены решат ситуацию.
То есть ЕС могут не удовлетворить такие кадровые перестановки, когда будут изменены только два представителя комиссии от Генпрокуратуры?
— Они вроде бы были удовлетворены, но когда узнали о том, что собираются менять людей по квоте парламента, то на Facebook Евросоюза появилась информация, что "мы не понимаем, почему вы трогаете людей от парламента, меняйте их по квоте Генпрокуратуры, если хотите обновлять комиссию".
Как вы в целом оцениваете состав конкурсной комиссии? Есть претензии только к представителям Генпрокуратуры, или не все так хорошо и с квотами парламента?
— Есть определенные вопросы и к людям от парламента. Например, у нас есть в комиссии "голос Майдана" Нищук, это хороший человек, который плохо себя не показал. Когда он работал в предыдущей комиссии, то выбирал руководство антикоррупционного бюро, но он не очень разбирается в деталях, в вопросах работы правоохранительных органов.
Многие другие вроде и компетентны, справляются, но так как в комиссии слишком разные мнения и слишком политизированы взгляды, они много времени тратят на споры. Вообще, могли бы выбрать руководство антикоррупционной прокуратуры гораздо быстрее, если бы люди просто смотрели в одну сторону.
Есть ли какие-то претензии к этим двум новых членам?
— Они еще должны показать себя в работе. Но в любом случае, мы хотели, чтобы заменили четверку от Генеральной прокуратуры, потому что они были слишком сильно связаны с Шокиным и Порошенко, а сейчас двух из них поменяли на людей, которые тоже тесно связаны с Порошенко.
Будут ли они при этом подыгрывать в пользу генпрокурора, покажет только время. Надеюсь, что эти люди сделали определенные выводы из ситуации.
Читайте также: Погребинский: Украина это слабая власть и отсутствие уважения закона
Ранее заместитель генерального прокурора Давид Сакварелидзе в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что до 15 декабря заменят 70% прокуроров.
В то же время, эксперт Александра Устинова сообщила, что Генпрокуратура из-за своей коррумпированности не должна осуществлять надзор за делами НАБ. По ее словам, специальная антикоррупционная прокуратура сможет заработать не ранее ноября.