наверх
28.03.202423:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Гончар: нефть из Туркменистана - бесперспективный проект

Энергетика Украины в режиме ЧП. (285)

(обновлено: )173753
Туркменистан построил современный нефтеперерабатывающий комплекс, поэтому предпочтение отдается продаже нефтепродуктов, а не сырой нефти. При этом нефтепродукты можно приобрести в Польше или Румынии, которые находятся по соседству, заявил эксперт Михаил Гончар.

Украина ведет переговоры с Туркменистаном по поставкам нефти. Об этом заявил вице-премьер-министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко. Он отметил, что для Киева важны и поставки туркменского газа, но пока речь идет только о поиске рационального пути для поставок. В то же время, по словам господина Зубко, Украина хочет помочь Туркменистану в строительстве новых газопроводов в рамках диверсификации поставок газа.

Подробнее о перспективах сотрудничества Украины с Туркменистаном радиостанция Голос Столицы поговорила с президентом Центра глобалистики "Стратегия ХХI" Михаилом Гончаром.

Насколько успешными могут быть переговоры о таком сотрудничестве Украины и Туркменистана?

— Есть сомнения в результате, поскольку одно дело — вести разговор, другое дело — реализовать это на практике. Во-первых, Туркменистан не является крупным экспортером нефти, он провел модернизацию и практически построил современный нефтеперерабатывающий комплекс. И он отдает предпочтение тому, чтобы продавать нефтепродукты. Во-вторых, логистика сырой нефти при ее экспорте в Украину довольно сложная, она предполагает транспортировку танкерами через Каспий, затем перегрузку на железнодорожные цистерны и транспортировку Южным Кавказом через Азербайджан и Грузию в Батуми, а затем уже из Батуми в Украину. Понятно, что такое количество перевалок, плюс железнодорожный маршрут делают очень высоким транспортный тариф. В свое время все это довольно подробно подсчитывалось, и был сделан вывод, что импортировать нефть из Туркменистана экономически не всегда целесообразно. Могут быть отдельные поставки, но, как правило, это экономически невыгодно.

А почему тогда сейчас вернулись к этой теме? Что-то изменилось?

— Не думаю. Может идти речь об импорте определенных объемов нефтепродуктов, прежде всего, дизельного топлива. Это возможно. Но опять же, оптимальный вариант его поставки в Украину лежит через территорию России. То есть танкерами типа река-море через Каспий, Волгу, Волгодонский канал, Дон, Азовское море. Так это делалось в прошлом. Другой вариант — через южнокавказский коридор, но опять же, он логистически более сложный и более дорогой. Поэтому речь может идти о том, что часть импорта готовых нефтепродуктов завозить можно из Туркменистана, а вот по сырой нефти у меня есть большой скепсис по этому поводу. Что касается газа, то рациональный путь лежит через газопровод "Средняя Азия — Центр", мощности которого достаточно свободны, и дальше в Украину. Разве что будет придумана какая-то очередная схема, ведь Фирташ возвращается в Украину, как я понимаю, поэтому все возможно. Другой вариант независимого от России маршрута, это Транскаспийский газопровод, о нем и сейчас ведется много разговоров. Но если этот маршрут заработает, то вряд ли в этом десятилетии. Россия также категорически выступает против него и дает понять и Ашхабаду, и Баку, и Брюсселю также, что она не потерпит такого строительства без согласия других прикаспийских стран.

Какое вообще сотрудничество в этих областях между Украиной и Туркменистаном может быть перспективным?

— Здесь я не вижу большого оптимизма, ведь президент Туркменистана был весной в Украине, и была та же самая повестка дня. Особого прогресса мы за это время не увидели. Поэтому у меня создается впечатление, что у наших органов государственной власти отсутствует память и они не очень знакомы с географией. Нефтепродукты можно искать и спокойно находить по соседству, в той же Румынии или Польше, если возникают проблемы с поставками нефтепродуктов из России. А вот что у меня вызывает определенный оптимизм, это возможность поставки нашего энергетического оборудования для туркменских газопроводных проектов. Хотя во время встречи в Ашхабаде было заявлено, что у этих проектов есть свои инвесторы, соответственно, есть свои подрядчики и субподрядчики. Но Украина до сих пор сохраняет достаточно серьезное присутствие в Туркменистане с точки зрения поставок туда продукции энергетического машиностроения. Это газокомпрессорные станции, оборудование для трубопроводов и т.д. И если мы выиграем соответствующие тендеры и конкурсы, то можно реализовать определенную часть продукции.

Были также заявления, что Украина может участвовать в строительстве новых газопроводов в Туркменистане. Может ли это быть и на каких условиях?

— Теоретически, может быть. Но есть определенные общепринятые процедуры. Как правило, это международные, а не исключительно туркменские проекты. Тем более, когда речь идет о том же проекте ТАПИ — Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. В данном случае понятно, что будут проводиться тендеры на поставку труб. Наши производители труб могут принять участие в этих тендерах, но никто не гарантирует, что именно наши трубы выиграют. Впрочем, если взять тот же нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который строился там начиная с конца девяностых, то хотя основные поставки труб были не от украинских производителей, определенное количество все-таки удалось реализовать, выиграв соответствующие конкурсы. Но не будет такого, что президент Украины приехал, переговорил, дал соответствующие поручения и все, дальше мы автоматически попадаем в эти проекты со своими трубами или энергетическим оборудованием. Так не бывает, конкуренция есть конкуренция, поэтому не нужно строить иллюзий на этот счет.

Читайте также: Деньги, газ, деньги. Итоги германско-украинской конференции в Берлине

Ранее эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил, что постоянные конфликты в правительстве и парламенте привели к тому, что зиму Украина встретит со значительным дефицитом топлива. Он также отметил, что нехватка газа в хранилищах может привести к срыву поставок "голубого топлива" в страны Евросоюза.

В свою очередь, руководитель аналитического департамента Компании Concorde Capital Александр Паращий рассказал о том, что Украина резко сократила добычу собственного угля и газа, на 13% сократилось и производство электроэнергии. Паращий выразил уверенность в том, что это привело не только к проблемам в экономике, но и к срыву осеннего отопительного сезона.

Самое читаемое
    Темы дня