наверх
25.04.202403:26
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

В Украине давно уже нет предприятий в госсобственности ― эксперт

(обновлено: )37920
Все госпредприятия принадлежат Украине лишь номинально, фактически ими распоряжаются либо их директора, либо теневые структуры, которые за ними стоят, заявил эксперт по вопросам экономики Владимир Дубровский.
На территории государственного предприятия Антонов

В Верховной Раде придумали, как не допустить олигархов к государственному имуществу. Член специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации Виктория Войцицкая предлагает сделать обязательной проверку финансовой состоятельности желающих приватизировать или взять в концессию госпредприятие. Кроме того, по ее словам, нужно понять, насколько тот или иной претендент финансово состоятельный. Для этого должны быть счета, на которые участники процесса перечислят некоторую сумму, как своеобразный предохранитель.  

Читайте также: Эксперт: в 2016 г землю и госпредприятия в Украине будут скупать за бесценок

Экономист Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Владимир Дубровский в эфире радиостанции Голос Столицы отметил, что даже если конечным бенефициаром выступает вполне уважаемая компания, то впоследствии она может перепродать объект какому-нибудь не совсем надежному покупателю.

Как вы оцениваете идею депутатов. Возможно ли это реализовать?  

― Что касается залога при участии в аукционе, то это просто обычная практика. Всегда, когда кто-то подает заявки на участие, он должен внести определенную сумму. Это есть и в нынешнем законодательстве. Тут вообще никаких вопросов нет. Что касается других предложений, то, когда идет речь о приватизации именно объектов инфраструктуры, наверное, можно говорить о каких-то специальных обязательствах. В том числе и о том, чтобы этот объект развивался, чтобы он не был закрыт. Именно потому, что это объект инфраструктуры, то есть, если что-то с ним случится, это причинит больше вреда пользователям, чем владельцам. Тут действительно могут быть какие-то специальные меры регуляции. Если речь идет об обычных предприятиях, которые просто по какому-то недоразумению до сих пор не были приватизированы, то я думаю, что нет смысла ставить какие-то особенные барьеры. Достаточно, чтобы это был прозрачный и открытый конкурс. Я не знаю, как насчет олигархов. Я думаю, что нужно не допускать дальнейшей монополизации нашей экономики. Вот тут как раз должны быть очень серьезные предохранители.

Как получается, что госпредприятие убыточно, а как только его приватизировали, оно начинает хорошо работать?

― Это проще простого. На самом деле, государственных предприятий уже давным-давно нет. Все эти государственные предприятия принадлежат государству чисто номинально еще с советских времен. Фактически ими распоряжаются либо их директора, либо какие-то теневые структуры, которые за ними стоят. И приватизация ― это очень непопулярная мера, прежде всего для тех, кто сегодня контролирует эти государственные предприятия и получает с них прибыль.

Как обезопасить эти торги, эту приватизацию?

― Вопрос в том, кто является конечным бенефициаром. Это, конечно, очень непростой вопрос. Потому что даже если на сегодняшний день конечным бенефициаром выступает вполне уважаемая компания, то завтра она может перепродать этот объект какому-нибудь не совсем надежному покупателю. То есть, должны быть не просто ограничения на приватизацию, а более глубокие ограничения, которые бы затрагивали и дальнейшую перепродажу стратегических объектов.

Кто будет проводить обязательную финансовую проверку?

― Как говорил Остап Бендер, стопроцентную гарантию может дать только страховой полис. Но есть такая вещь, как репутация. И если это будут делать компании с международной репутацией, то они не будут портить свою репутацию ради каких-то там нескольких миллионов в Украине. Поэтому, для компании, у которой бюджет многократно превышает все риски, все выгоды, которые есть в Украине, я думаю, не будет стимула подтасовывать отчетность в таких делах.

Если продадут предприятие компании, которая в начале подходила по всем критериям, а потом оказалась мыльным пузырем. Какие в этом случае могут быть последствия?

― Я так понимаю, что как раз аудит и нужен для того, чтобы показать, что эта компания не может оказаться мыльным пузырем. Если компания уже прошла аудит, значит, она не является мыльным пузырем. Но если вдруг там обнаружатся какие-то подлоги, то запускаются определенные механизмы, сделка объявляется никчемной, компания или ее руководители могут даже быть привлечены к уголовной ответственности за подлог. Ничего особенного здесь придумывать, я думаю, не нужно.

Ранее замглавы ФГИ Наталья Лебедь заявила, что далеко не на все все объекты, подлежащие приватизации, существует спрос.
При этом только каждый сотый из опрошенных в ходе недавнего соцопроса положительно относится к полной приватизации госпредприятий.

Самое читаемое
    Темы дня