наверх
28.03.202414:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Децентрализация станет началом развала Украины – политолог

(обновлено: )5907102
Законопроект об изменениях в Конституцию не решает вопросов о реальной децентрализации власти. В то же время, его принятие будет осуществлено не в интересах независимой унитарной Украины, считает политолог Валентин Гладких.

Верховная Рада 31 августа проведет внеочередное заседание. Этот день обещает быть крайне насыщенным. На заседании ожидается голосование в первом чтении за проект изменений в Конституцию в части децентрализации.

При этом, некоторые политические силы уже заявили о том, что будут всячески пытаться сорвать голосование, в частности, об этом сообщили депутаты из "Радикальной партии".

Ранее против изменений в Конституцию выступала и "Самопомич". Кроме того, Львовский городской совет на своем заседании в четверг принял обращение к председателю Верховной Рады с призывом не голосовать за проект изменений в Конституцию из-за нормы об особом статусе Донбасса.

Перспективы принятия в первом чтении законопроекта об изменениях в Конституцию в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал политический эксперт Аналитической группы "Левиафан" Валентин Гладких.

Как вы считаете, оправданы ли опасения Ляшко и попытки сорвать голосование?

– Это политика, но за этой политикой стоят определенные интересы, так же как и за изменениями в Конституцию по децентрализации. И это далеко не интересы централизованного, унитарного украинского суверенного государства. 

Безусловно, эти изменения не станут автоматически крахом украинского независимого государства. Но они могут запустить целый ряд процессов, которые могут привести к такому результату впоследствии.

По-вашему, изменения по децентрализации принимать не нужно?

– Я считаю, что процесс децентрализации должен происходить, но на научной основе, а не так вот "с бухты-барахты". И предлагающийся законопроект, к сожалению, не решает проблем реальной децентрализации. 

Возможно, он может решить какие-то внешнеполитические проблемы в части реализации минских соглашений. Но это гипотетически. Это основная проблема: не решая проблем по децентрализации, изменения в Конституцию могут потенциально создать множество новых неприятностей.

По вашему мнению, проголосуют ли депутаты за изменения в Конституцию на внеочередном заседании Рады?

– Мы имеем дело не с коалицией единомышленников, а с ситуативным конгломератом различных политических сил, у каждой из которых есть свои собственные интересы. 

И, согласно традициям украинской политической элиты, если проблему можно отложить, то ее отложат. Поэтому я не исключаю, что 31 августа этот проект может быть поддержан под пение гимна и пафосные цитаты из Шевченко и Леси Украинки. 

Таким образом, все будет отложено на следующую сессию.

Изменения в Основной закон внес на рассмотрение народных депутатов президент Петр Порошенко. Проект не предусматривает особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а лишь прописывает, что он будет определен специальным законом. Норму о порядке совершения местного самоуправления в отдельных районах Донбасса на основе закона предлагается закрепить в переходных положениях Конституции.

Читайте также: Конституционная реформа или конституционный переворот

Изменения также предусматривают трехуровневую систему местного самоуправления. Предполагается, что система административно-территориального устройства будет состоять из регионов, районов и общин. Именно общинам предлагается передать самые большие полномочия и финансовые ресурсы. Представителем государства (префектом) на местах будет лицо, которое назначается и увольняется президентом по представлению правительства.

Смотрите также видео: В Раде перед голосованием по Конституции спели гимн Украины

Согласно разработанным изменениям, президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия местных органов власти с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на один год. По мнению Порошенко, это позволит ему быстро реагировать на проявления сепаратизма.

Верховная Рада 16 июля направила проект на экспертизу в КС. В случае позитивного заключения, депутаты в ходе двух сессий должны поддержать документ в первом чтении (минимум 226 голосов) и во втором чтении (минимум 300 голосов). Конституционный суд начал экспертизуизменений 22 июля.

Самое читаемое
    Темы дня