До июля 2016 года Минэнерго должно провести реструктуризацию НАК "Нафтогаз Украины". Основная цель – отделить от функций госкомпании деятельность по транспортировке топлива.
Уже к ноябрю этого года Минэнерго совместно с Антимонопольным комитетом и Нацкомиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг должны представить готовый проект реструктуризации.
Читайте также: Без реструктуризации долга следующего транша МВФ Украина не получит
Какие риски может таить в себе такая реорганизация, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал председатель Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко.
Действительно ли нужно отделять от "Нафтогаза" транспортировку газа?
— Теоретически это уже сделано. "Укртрансгаз" — это акционерное общество, которое юридически не сильно зависит от "Нафтогаза". Однако, приняв новый закон о рынке природного газа, мы практически имплементировали третий энергетический пакет. И европейские структуры нам настоятельно рекомендуют полное разделение, то есть чтобы "Нафтогаз" просто отделил газотранспортную инфраструктуру и не оставил за собой никаких имущественных прав.Следует иметь в виду, что магистральные газопроводы Украины используются не только для транзита газа. Их также активно используют для поставок газа внутри Украины. С этой точки зрения, если будет приватизация, в результате появления новых форм управления могут возникнуть определенные сложности. Я в свое время предлагал схему, когда газопроводы разделяются на две группы — транзитные и для внутренних поставок. Но, скорее всего, сейчас эта схема использована не будет.
А еще какие-то риски есть, если отделить полностью ГТС?
— Все-таки ключевой вопрос — это хранилища. У нас хранилища юридически пока не разделены с ГТС, и сейчас ставится вопрос о том, что их тоже надо выводить в отдельное предприятие. Это крайне любопытный коммерческий проект, и все копья ломаются именно об этот щит. А что касается разделения, я думаю, что отделят полностью. Это нормальная схема, она работает в большинстве европейских стран. Самое главное — наладить нормальное управление и наполняемость этих газопроводов транзитным газом.
Отметим, что план реформирования нефтегазового сектора Кабмин уже согласовал со Всемирным банком и Европейским энергетическим сообществом. Документ состоит из 32 пунктов. Среди них упрощение процедуры предоставления населению субсидий, а также наведение справок о структуре себестоимости добычи природного газа. Кроме того, Минэнерго в рамках реформы намерен провести аудит частных и государственных пользователей нефтегазоносными недрами