В Украине усилили проверки на предмет отмывания доходов и поддержки терроризма. Согласно принятому закону, в частности, введена оценка рисков финансового мониторинга. Также установлен новый предельный размер международных денежных переводов, отменены пределы для проведения финмониторинга риелторами и нотариусами.
Об усилении финансового мониторинга радиостанция Голос Столицы поговорила с юристом Маркияном Галабалой.
Как теперь будет регламентироваться процедура финансового мониторинга?
– Надо четко понимать, что это просто новая редакция закона. То есть этот финансовый мониторинг был создан значительно раньше. Просто в 2012 году были приняты новые рекомендации FATF в связи с осложнением схем по отмыванию денег, по сокрытию финансирования терроризма. Были введены определенные законодательные новеллы, например, с отдельных субъектов, в частности нотариусов и адвокатов, были сняты обязанности мониторить определенные операции по недобросовестным клиентам. Эти функции были переданы на уровень банков. Соответственно несколько увеличен предел операций, по которым в обязательном порядке должен проводиться мониторинг, в 150 тысяч гривен за одну операцию.
В Украине, финмониторинг иногда используют для контроля или давления на предприятия. Какие законодательные изменения нужно принять, чтобы обезвредить этот инструмент давления?
– В новой редакции закона предусмотрен такой механизм. Субъекты первичного финмониторинга вправе приостанавливать операции на день или на три дня. Если нотариус, адвокат или банк предоставит подтверждающий документ о том, что все "чисто", тогда в автоматическом порядке блокировка операции снимается. Больше, чем на три дня операцию нельзя замораживать.
Читайте также: Украина должна предложить международным донорам реальный план реформ – эксперт
Документ предусматривает введение обязательного мониторинга финансовых операций с суммами более 150 тысяч гривен. Таких операций за день проходит сотни, если не тысячи. Справятся ли с таким объемом работы?
–150 тысяч – это лишь один из критериев, который относит операцию к таким, что подлежат контролю. Должны быть и другие критерии, например, осуществление операций с нерезидентом, который находится в оффшорной зоне, перевод физическим лицом значительных средств и тому подобное. Поэтому я думаю, что таких операций будет не так много. Кроме того, в каждом банковском учреждении есть работник, который занимается этим мониторингом, и на него возлагается первичная обязанность отслеживать такие операции.