наверх
16.12.201904:49
Курсы валют НБУ
  • USD23.50- 0.07
  • EUR26.26+ 0.01

Реформа Минздрава. Все прекрасно, но Грузия – не Украина

(обновлено: )250252
Основой реформы системы здравоохранения Грузии была тотальная приватизация медицинских учреждений, медицинского образования и страхования. Но Грузия – это не Украина.

Медицинская реформа в Украине не предусматривает массового сокращения врачей. Медиков, которые годами добросовестно работали, будут переводить в учреждения высшего звена, чтобы они могли максимально эффективно использовать свои навыки и опыт. 

Об этом ранее в эфире радиостанции Голос Столицы заявил председатель Комиссии по вопросам реформирования системы здравоохранения Общественного совета при Минздраве Украины Зорян Черненко.

Продолжая тему реформирования медицины, радиостанция Голос Столицы поговорила с бывшим руководителем Минздрава Украины Олегом Мусием.

Новый министр Александр Квиташвили озвучил основные подходы к реформе системы здравоохранения. Импонируют ли вам такие подходы?

– Не только импонируют, ведь я один из инициаторов разработки концепции построения новой системы здравоохранения европейского образца. Завершением этой концепции в виде сухого юридического документа было создание в Министерстве здравоохранения стратегической консультативной группы, в которую вошли и международные эксперты. Из более 100 претендентов мы отобрали 12 ведущих экспертов, которые должны до конца этого года написать стратегию построения этой новой системы здравоохранения. И как раз господин Квиташвили был одним из тех, кого выбрали. При моем руководстве Минздравом он четыре месяца работал в этой стратегической совещательной группе по развитию концепции, авторами которой являюсь я вместе со своей командой.

Эта концепция одобрена международными институтами, например Всемирной организацией здравоохранения, Всемирным банком, европейскими экспертами. Господин Квиташвили абсолютно "в теме", он работал в Украине вместе с нашими экспертами, совершенствовал эту концепцию. Поэтому его назначение на должность министра здравоохранения было ожидаемым с точки зрения реформатора. Господин Квиташвили занимался медицинской реформой в Грузии, когда возглавлял министерство этой страны.

Эта реформа основывалась на приватизации учреждений здравоохранения, медицинского образования и медицинском страховании частными компаниями. И первый вопрос, который у меня был к господину Квиташвили после того, как его назначили на должность министра: будете ли вы переносить на Украину эту грузинскую модель? Я получил совершенно ожидаемый ответ человека, который уже вник в тему Украина. Он сказал: Грузия – это не Украина, и модель, которую мы внедряли в Грузии, предлагать Украине не будет, не будет тотальной приватизации, не будет поспешных шагов, будут последовательные шаги, которые заложены в концепции и стратегии.

В первое время после реформы грузины жаловались, что страховые компании отправляли их лечиться не в лучшую клинику, а в свою клинику.

– Это недостаток реформы системы здравоохранения в Грузии. В Украине этого не будет. У нас есть Комитет по вопросам здравоохранения Верховной Рады. Если исполнительная власть будет осуществлять шаги, которые не соответствуют действующему законодательству, комитет их будет корректировать.

Каким образом будет работать система медицинского страхования в Украине?

– Должен быть общегосударственный медицинский страховой фонд, а не частный медицинский страховой фонд. Частная медицинская страховка может быть дополнением к общеобязательному государственному медицинскому страхованию. Граждане будут платить в общегосударственный фонд определенный процент из своей зарплаты. В проекте закона, который мы разрабатывали, это было 7% от заработной платы непосредственно на здравоохранение и на медицину. Но вопрос в том, что наши работодатели и наши люди не выдержат дополнительной налоговой нагрузки. Поэтому невозможно ввести медицинское страхование пока мы не изменим налоговую систему.

Сейчас отчисления на медицину идут с единого социального взноса…

– Эти отчисления от заработной платы идут в общий бюджет, поэтому неизвестно, сколько средств мы отчисляем на медицину. Кроме того, единый социальный взнос в первую очередь идет на пенсионное обеспечение, а не обеспечение охраны здоровья. Средства на медицину идут из общегосударственных налогов (с НДС или налога на прибыль), и этих 3,5% совершенно недостаточно для существования системы здравоохранения. Должна быть гарантия, что средства, которые мы отчисляем, идут исключительно на здравоохранение, и завтра их нельзя будет использовать на строительство каких-то предприятий, на дотацию шахт или иных программ. Нужно четко прописать в законе, что эти средства не могут быть использованы ни на что другое, кроме как на оказание медицинских услуг.

Самое читаемое
    Темы дня