Василий Стоякин
Итак, свои посты в Кабмине сохранили главы МВД, МИД и МО. Вопрос о главе СБУ, насколько можно понять, не рассматривался (хотя возможность отставки Валентина Наливайченко обсуждалась в СМИ).
Следует отметить, что должности глав дипломатического и оборонного ведомств являются "квотой президента", и не должны были участвовать в "торгах". Однако, как можно понять, коалиция обсуждала эти кандидатуры. Что касается главы МВД, то вокруг его поста ожесточенная шла борьба.
Если говорить о Степане Полтораке, то он – пятый министр обороны за менее чем год. При всей абсурдности украинской политики, делать столь часто меняющегося министра заложником еще и коалиционных торгов было бы крайне неразумно.
Тем более, менять его все равно не на кого – военных профессионалов в украинской армии нет, как, собственно, нет и армии, а, значит, политику будет просто не на кого опереться.
А вот на пост главы МИД претендовали Юлия Тимошенко и Олег Ляшко. Последнего, понятно, никто всерьез не рассматривал. А вот относительно Тимошенко ходили разнообразные слухи, основанные, вероятно, на ее хороших отношениях с рядом европейских политиков, в частности – с авторитетным в Украине Александром Квасьневским.
Впрочем, даже и в этих условиях ее выдвижение президентом вызывало вопросы, как в связи с неровными (мягко говоря) личными отношениями, так и непропорциональным для такого поста весом фракции "Батькивщины".
В конечном итоге, президент подал кандидатуру действующего министра Павла Климкина, обосновав все действие тем, что последнему удалось не только обеспечить подписание соглашение об ассоциации с ЕС (к которому он, правда, особого отношения не имел), но и достичь введения для украинцев безвизового режима в 2015 году (который в очередной раз отложили).
На самом деле главной причиной назначения Климкина были не его мифические успехи на посту министра, а чудовищная деградация МИДа.
Собственно, в любой стране всегда существует проблема соблюдения баланса между профессионализмом и патриотизмом в отношении дипломатов. В Украине при руководстве Тарасюка и Огрызко этот вопрос был решен радикальным образом в пользу патриотизма, понимаемого как членство в конкретной политической партии.
В этой системе не нашлось места даже столь талантливому (и, при этом, абсолютно прозападному) дипломату как Григорий Немыря.
В результате, украинский МИД стал очень эффективным органом, при помощи которого можно, например, копать канавы и заколачивать гвозди, но невозможно планировать и осуществлять внешнюю политику.
Таким образом, выбор из числа карьерных дипломатов во многом лишен смысла, а политику во главе МИД не на кого будет опереться. Проводить же тотальную люстрацию в столь патриотическом учреждении как-то неправильно, да и заменить работников МИДа некем.
В общем, Украина еще придет к глубокой реформе этого ведомства. Но, скорее всего, либо после краха нынешнего режима, либо в 2020 году, когда окажется, что МИД не в состоянии подготовить документы к запланированной Порошенко подаче заявления о вступлении в ЕС и НАТО.
Относительно главы МВД было очевидно, что Аваков является значимым членом команды Яценюка-Турчинова и "Народный фронт" будет настаивать на его кандидатуре.
Это же было основанием для президента требовать отставки Авакова с заменой на кого угодно другого, просто для того, чтобы подорвать позиции Яценюка.
Президент выдвигал на пост министра целый ряд кандидатур – Виктора Балогу (кстати, он не вошел во фракцию БПП), Анатолия Матиоса (брата соратницы Виталия Кличко писательницы Марии Матиос), бывшего главу администрации Саакашвили Зураба Адеишвили (находящегося, кстати, в розыске за совершение ряда преступлений). В СМИ обсуждался ряд чисто милицейских кандидатур – вроде бывшего винницкого губернатора Джиги (он, правда, подпадает под действие люстрационного закона) и генпрокурора Яремы. Тем не менее, Аваков сохранил свое место.
Причина, думается, состояла в том, что у президента не было профессиональных оснований для отставки Авакова. Как ни странно, но этот бизнесмен оказался вполне состоятельным на посту главы МВД и достаточно эффективно выполнял свои обязанности.
Да, ему можно вменить в вину политические репрессии, Одесскую трагедию (хотя, по правде говоря, в ряду ответственных за нее он в лучшем случае третий – после Коломойского и Тимошенко) и очаровательную манеру управлять министерством через страницу на Facebook.
Но у нынешнего руководства нет оснований быть им недовольным – он предотвратил штурм базы "Беркута" в свой первый день на посту, сумел технично выдавить из Киева "Правый сектор", обеспечил утилизацию неконтролируемых радикалов (начиная Сашком Билым и заканчивая безымянными добровольцами из террористических батальонов), славен многими иными подвигами.
По большинству из этих пунктов даже у людей, которые и не поддерживают действующую власть, особых претензий к министру быть не должно.
Читайте также: Экономический блок Кабмина. "Технократы" и кандидаты "по квоте"
Так что президенту совсем не обязательно было бороться за отставку Авакова. Тем более что Байден намекнул на нежелательность конфликтов с Яценюком, а ключевой должностью с точки зрения организации внешнего управления является не глава МВД, а руководитель Антикоррупционного бюро…