Иннокентий Адясов, эксперт комитета по делам СНГ Госдумы РФ – МИА "Россия сегодня"
Мероприятие, которое состоялось в Минске, казалось маловероятным еще неделю назад: встреча в формате ТС – Украина – ЕС. Повестка саммита была весьма широка и не имела жестко утвержденного плана. Экономические итоги встречи особенно актуальны.
Все по-старому, или..?
Еще с начала 2012 года Киев, тогда при президенте Януковиче, поставил перед собой стратегическую цель – совместить членство в создаваемой в тот момент зоне свободной торговли СНГ с режимом свободной торговли с ЕС (хотя по факту Брюссель закрывает свой рынок от украинской продукции через систему квот и техрегламентов).
Летом 2012 года Госдума РФ и Рада Украины ратифицировали соглашение о ЗСТ СНГ, и украинские товары (включая трубы, металлопродукцию и сахар) стали фактически свободно поступать на рынок Таможенного союза, прежде всего России.
Это соглашение крайне выгодно Киеву, и даже сейчас он не собирается отказываться от него.
Но фактически сразу украинские власти объявили о решимости заключить соглашение о режиме свободной торговли и с ЕС (как части более масштабного соглашения об ассоциации).
Читайте также на сайте: Плата за евроинтеграцию: режим свободной торговли с СНГ для Украины закончился
Такая постановка вопроса вызвала вполне законную озабоченность в ТС: "таможенная тройка", и прежде всего Москва, опасались, что Украина станет огромным реэкспортным коридором для европейских товаров.
Но Киев был с такой постановкой вопроса не согласен, и только что в Минске Порошенко фактически снова подтвердил позицию Украины. "Последовательная реализация данного соглашения никоим образом не может навредить нашим партнерам – государствам-участникам ТС, равно как и другим всем нашим торговым партнерам", – заявил он.
Порошенко уверяет президентов государств Таможенного союза, что торговый режим, предусмотренный соглашением об ассоциации с ЕС, не несет угрозы для других стран. Однако он так и не смог объяснить, как Украина сможет не допустить реэкспорта из ЕС, если ее ввозные пошлины будут резко снижены, а при этом она будет продолжать пользоваться всеми преференциями страны-участницы ЗСТ СНГ.
Не стали разъяснять эти механизмы и представители Евросоюза.
В свою очередь президент Владимир Путин еще раз повторил, что России и всему ТС придется защищать свой рынок через отмену льгот и преференций для украинской продукции. И напомнил о критичной важности этих рынков для Украины.
"За первые шесть месяцев 2014 года наш торговый оборот составил 22,7 миллиарда долларов. На рынок Таможенного союза приходится 30% украинского экспорта. Надо прямо сказать, что это в основном приходится на российский рынок", – подчеркнул Путин.
С критичной важностью рынка ТС для украинской продукции согласен и Порошенко: "Уже сегодня, даже без применений каких бы то ни было мер, наш торговый оборот с ТС упал на 30%. Это является невыгодным как для Украины, так и для наших партнеров по ТС. И ни в коем случае нельзя допустить дальнейших ухудшений условий торговли".
Мысль весьма здравая, но как выйти из ситуации, когда ТС и Киев фактически зашли в тупик в своих торговых отношениях?
И тут начинается самое интересное.
С одной стороны, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев завил в Минске, что "для Казахстана не является препятствием соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом".
С другой, уже распушенная ВРУ так и не ратифицировала документы о создании ЗСТ с ЕС, то есть у Москвы пока нет формальных оснований вводить защитные меры против продукции, поступающей с территории Украины.
Создается впечатление, что в сфере торговых отношений и ТС и Киев сейчас явно не хотят идти на дальнейшее обострение, и минские переговоры могут стать началом поиска компромисса.
"Газовый вопрос" перетекает в Москву
Формально вопрос цены на российский газ для Украины и вопрос ее задолженности "Газпрому" не относится к компетенции Таможенного союза. Но стороны – Россия, Украина и ЕС – не могли не поднять этот вопрос в Минске.
Времени для поиска решения остается все меньше – запасы газа в подземных хранилищах на Украине сейчас ниже всех критических объемов (в украинские ПХГ сейчас закачано только около 14 млрд кубометров природного газа), что ставит под вопрос возможность стабильного снабжения партнеров "Газпрома" в Европе в осенне-зимний период.
Украинские власти признали, что несмотря на все драконовские меры по экономии газа и поиск реверсных источников снабжения голубым топливом, Киеву придется закупить у
"Газпрома" к зиме еще минимум 5 млрд кубометров газа.
Накануне минских переговоров в экспертной среде ходили слухи, что Россия и Украина, при активном посредничестве ЕС, достигли некого компромисса в газовом вопросе: "Газпром" мог бы согласиться поставлять газ на Украину по цене примерно 350-355 долларов за тысячу кубометров (весной Киев был готов платить только 268,5 долларов, потом согласился на период рассмотрения спорных вопросов в Стокгольмском арбитраже на 326 долларов. Последняя же цена "Газпрома" для Украины в мае 2014 года была 380 долларов за тысячу кубометров газа).
Пока стороны только заявили о том, что идут интенсивные переговоры по газовому вопросу. "Договорились продолжать", – сказал министр энергетики РФ Александр Новак, отвечая на вопрос о продолжении трехсторонних консультаций по газу. "Мы обсудим текущую ситуацию, которая сложилась с поставками газа, транзитом, более подробно в Москве 29 августа", – добавил он.
На возможность достижения компромисса по газу работает и тот факт, что Арсений Яценюк – основной лоббист интересов американских газовых корпораций – сейчас стал и.о. премьера, и не факт, что после выборов в Верховную Раду 26 октября вновь будет премьер-министром Украины.
По-любому ожидать немедленного прорыва в торговых и газовых отношениях России и Украины от переговоров в Минске было бы весьма наивно. Но этот саммит помог сделать большой шаг вперед: стороны смогли наконец-то относительно спокойно выслушать друг друга и выйти хоть на какую-то "дорожную карту" переговоров.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.