наверх
25.02.202115:18
Курсы валют НБУ
  • USD27.95+ 0.05
  • EUR33.93+ 0.05

Будет ли ЕврАзЭС успешным без Украины

(обновлено: )54021
29 мая на постсоветском пространстве произошло резонансное событие после создания в декабре 1991 года СНГ – президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали в Астане договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Иннокентий Адясов, член экспертного совета при Комитете по делам СНГ Госдумы РФ – МИА "Россия сегодня"

29 мая на постсоветском пространстве произошло резонансное событие после создания в декабре 1991 года СНГ – президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали в Астане договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Союз вступит в силу с 1 января 2015 года – с этого момента начнется процесс объединения не только рынков товаров (что уже весьма успешно происходит с лета 2010 года — с момента создания Таможенного союза), но и услуг, капитала и труда.

То есть Москва, Минск и Астана переходят к активной стадии создания полноценной экономической конфедерации. Что Союз будет, прежде всего, экономическим интеграционным объединением видно из его названия.  

Долгий путь к компромиссу

Фактически сразу после запуска летом 2010 года Таможенного союза (первого этапа ЕАЭС) стало ясно, что для успешного развития  экономик "интеграционной тройки" необходимо дальнейшее расширение рынков для бизнеса: то есть создание Единого экономического пространства (подобный проект – с участием и Украины – Россия пыталась осуществить в рамках Содружества еще в 2003 году, но реальных подвижек удалось добиться только сейчас).

Путь создания полноценного экономического союза не был легким – каждая сторона переговоров весьма жестко и последовательно отстаивала свои экономические интересы. 

Как обычно, весьма несговорчивым переговорщиком был президент Белоруссии Александр Лукашенко. 

Минск последовательно настаивал на том, что в рамках ЕАЭС не должно быть никаких изъятий из режима свободной торговли внутри объединения, и вывозная пошлина на нефтепродукты, произведенные из российской нефти, должна полностью оставаться в Белоруссии.

Такой подход весьма дорого обошелся бы бюджету РФ: Белоруссия в последние годы возвращала России от 3,5 до 4 млрд долларов. А без решения "проблемы пошлин" Лукашенко отказывался подписывать договор.

Но компромисс удалось найти: после церемонии подписания замминистра финансов Белоруссии Дмитрий Кийко разъяснил, что уже в 2015 году Минск получит 1,5 млрд долларов вывозных таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти.

По словам Кийко, в целом договоренность рассчитана на последовательный долгосрочный период  выхода на единый рынок нефти и нефтепродуктов. Перейти же к полностью свободному рынку нефти и нефтепродуктов внутри ЕАЭС планируется лишь к 2025 году.

По словам белорусских чиновников, в 2015 году общий объем поставок нефти в страну составит 23 млн тонн, в последующие годы объемы поставок увеличатся до 24 млн тонн.

Добился своих целей и Казахстан: в рамках единого рынка услуг ЕАЭС он сможет поставлять свою нефть через систему трубопроводов и железных дорог России на НПЗ Белоруссии.

В свою очередь, российскому капиталу в рамках общего рынка капитала нового Союза будет значительно легче участвовать в приватизации в Белоруссии, включая и приватизацию белорусского ТЭКа.

Поймет ли Украина, где лежит ее счастье?

Как уже говорилось, в 2003 году Украина, при президенте Леониде Кучме, принимала весьма активное участие в процессе создания Единого экономического пространства – тогда еще в рамках Содружества.

И сейчас в Киеве, конечно, очень внимательно следят за процессом формирования ЕАЭС, поскольку этот Союз – крупнейший внешнеторговый партнер Украины, и вопрос доступа украинской продукции на рынки данного интеграционного объединения критически важен для украинской экономики.

Евразийская экономическая комиссия  (ЕЭК) – прообраз будущего правительства Союза – не раз заявляла, что в случае подписания Киевом экономической части соглашения об ассоциации с ЕС украинские товары будут облагаться той же ввозной пошлиной, что и товары из дальнего зарубежья.

Новым, откровенно проевропейским властям Украины  такая перспектива явно не внушает оптимизма – по некоторым утечкам из Киева, избранный президент Порошенко (хотя он был основным лоббистом "украинской евроинтеграции") намерен отложить подписание экономической части договора об ассоциации с Брюсселем.

И совершенно ясно, что, несмотря на все громогласные заявления Киева о выходе из структур СНГ (Украина остается пока страной-учредительницей Содружества), украинские власти явно не собираются выходить из крайне выгодной им зоны свободной торговли СНГ. 

Кроме того, Украина сохраняет за собой статус страны-наблюдателя в ЕврАзЭС – структуры, из которой и вышел Таможенный союз, а теперь ЕАЭС.

"Рано или поздно Украина поймет, где лежит ее счастье", – такое мнение президент Белоруссии Александр Лукашенко высказал 29 мая в Астане, говоря о дальнейших перспективах развития евразийской интеграции.

Время покажет, прав ли был Александр Григорьевич. Но опыт таких объединений, как ЕЭС–ЕС показывает, что взаимные экономические интересы могут сгладить очень многие политические противоречия.

Пока ясно одно – Украина в экономическом плане больше заинтересована в ЕАЭС, чем Союз в ней.

ЕАЭС — выгоды для простых граждан

Новый Союз помимо того, что объективно работает на увеличение рынка (до 170 млн человек), то есть серьезно оживляет экономику стран-участниц, дает много преимуществ и простым  гражданам.  

На рынке труда будут отменены любые квоты для граждан входящих в ЕАЭС государств.

Работая в другой стране ЕАЭС, граждане будут иметь право на бесплатную медицинскую помощь в том объеме, в каком имеют граждане этой страны.

Начинается работа над созданием общей пенсионной системы.

Такое облегчение для трудовой миграции весьма важно для Киргизии и Армении, которые еще раз подтвердили свое желание присоединиться к ЕАЭС.

Граждане стран-участниц ЕАЭС (введение общего гражданства Союза пока не планируется) получат доступ к более конкурентному рынку  услуг. С 2015 г. общим станет рынок около 25 секторов. По словам министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейманова, после создания единого рынка лицензии и разрешения на ведение предпринимательской деятельности будут признаваться всеми тремя странами.

Предусматривается переход к системе единых стандартов работы финансовых учреждений (то есть, к примеру, гражданин Казахстана сможет получить кредит в российском банке на тех же условиях, что и гражданин России, а автомобильная страховка гражданина Белоруссии  будет действовать и в Казахстане). То есть создание ЕАЭС должно привести  к радикальному уменьшению административных барьеров.  

Москва, Минск и Астана не стали сейчас обсуждать вопросы политической интеграции (переход к единой внешней политике, создание парламента нового Союза), права наднациональных структур ограничены, также пока не идет речь о введении общей валюты для ЕАЭС (хотя в перспективе такая возможность допускается).

Возможно, это вполне разумный компромисс – запустить работу Союза в том формате, который сегодня устраивает и Москву, и Минск, и Астану.

Но опыт ЕЭС–ЕС показывает, что успешная экономическая интеграция рано или поздно ставит на повестку дня и вопрос политической интеграции. Главное – искусственно не ускорять этот процесс.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

 

 

Самое читаемое
    Темы дня