наверх
19.04.202410:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Куда ведет евроинтеграция Украины

(обновлено: )85
Надежды на то, что визит в Москву украинского премьер-министра Николая Азарова каким-то образом поможет найти компромисс между Украиной и участниками Таможенного союза, не оправдались.

Сергей Ткачук, директор по проектам Научного центра евразийской интеграции (РФ)

Надежды на то, что визит в Москву украинского премьер-министра Николая Азарова каким-то образом поможет найти компромисс между Украиной и участниками Таможенного союза, не оправдались. Впрочем, российская сторона в последнее время и не строила иллюзий на этот счет. Просто теперь, в случае подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, Украина отрезает себя не только от возможности полноценного участия в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана, но и от отношений свободной торговли в рамках СНГ. Такой поворот событий неминуемо нанесет окончательный удар по кооперационным связям, объединяющим тысячи предприятий.

Опасность инфляционного шока

Согласно расчетам, только за счет отмены в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) экспортных пошлин на углеводороды, экспортируемые из России в Украину, положительный прирост сальдо торгового баланса Украины составит 2,9 млрд. долл. (за счет снижения стоимости ввозимых углеводородов). Если по условиям ЕЭП и формирования единого энергетического рынка цена на природный газ, экспортируемый из России в Украину будет снижена до 180 долл./м куб., положительный прирост торгового сальдо Украины увеличится до 5,1 млрд. долл. Кроме того, эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле оценивается в 0,5 млрд. долл., а снятие технических барьеров в торговле даст еще более 1 млрд. долл. Всего улучшение условий торговли для Украины оценивается в 9–10 млрд. долл., что позволяет ей сбалансировать торговый баланс и обеспечить макроэкономическую устойчивость.

Следует иметь в виду и другие положительные эффекты, которые могут быть получены при расширении торговли, активизации научно-технического сотрудничества, повышении инвестиционной и инновационной активности в рамках евразийского интеграционного проекта.

На другой чаше весов – реальность, просчитанная Национальной академией наук Украины (Институтом экономики и прогнозирования). Создание зоны свободной торговли Украины с Евросоюзом приведет к падению украинского экспорта и опережающему росту импорта. Результаты расчетов показывают, что в текущих условиях снижение среднего импортного таможенного тарифа Украиной на один процентный пункт ведет к ускорению импорта на 2–3%. И весьма вероятно, что устранение проблем при формировании торгового баланса потребует девальвации национальной валюты. А это в свою очередь, неизбежно будет сопровождаться инфляционным шоком.

Но, похоже, это не берется во внимание сторонниками подписания Соглашения с ЕС. Также как и то, что их шаги приведут к открытию своего рынка для европейского ширпотреба и унизительными квотами на поставку украинской продукции, которая без этого соглашения поставляется в больших объемах.

Почему распадется "3+1"

В краткосрочной перспективе начало реализации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС  содержит риски вытеснения продукции украинских предприятий на рынки Таможенного союза из-за возрастающей конкуренции со стороны широкой гаммы товаров Евросоюза, о чем недвусмысленно намекнул президент России Владимир Путин 22 августа в Ростове-на-Дону. В будущем Соглашении с ЕС предлагается, чтобы при определении страны происхождения товаров, экспортируемых из Украины, детали и компоненты, происходящие из стран Европы, рассматривались как украинские. В силу этого Украина может превратиться в своеобразный шлюз, через который западноевропейская продукция будет поступать на рынок ТС. В этом случае Таможенный союз будет вынужден задействовать условия Приложения 6 к Договору о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 года, предусматривающие восстановление импортных пошлин.

В Соглашении с ЕС отсутствуют положения, защищающие или гарантирующие сохранение правовой базы экономических отношений между Украиной и государствами–членами ТС. Между тем обязательные для применения нормы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России вступают в противоречие с обязательствами Украины по Соглашению с ЕС. Тем самым ставится под сомнение возможность предоставления Украине статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, делает невозможным и наполнение предложенной президентом Януковичем формулы "3+1".

Одновременное участие Украины в ТС/ЕЭП и в ЗСТ с ЕС возможно только в случае согласия государств–членов Таможенного союза принять на себя в вопросах наднациональной компетенции обязательства Украины по Соглашению, что представляется невероятным.

Памяти вопреки

Здесь уместно подчеркнуть, в отличие от Соглашения об ассоциации, ущемляющего интересы Украины (достаточно внимательно изучить планируемый к подписанию документ), в ЕЭП действует консенсусный принцип принятия всех решений и равное представительство Сторон вне зависимости от их экономического веса в интеграционном объединении.

Но почему-то любая попытка России, выстраивающей прагматичные экономические отношения с партнерами по Таможенному союзу и ЕЭП, и объективно заинтересованной в приглашении Украины к процессу евразийской экономической интеграции, подчас преподносится в Киеве как "империалистическая угроза". Но разве последовательность позиции может расцениваться как угроза?

Кстати, о последовательности. 28 ноября 2008 г. состоялось 3-е заседание Российско-Украинского Форума, созданного в свое время для содействия упрочнению российско-украинских межгосударственных и общественных связей. Его участниками были многие видные украинские деятели, бывшие в оппозиции режиму Ющенко, а ныне сами формирующие повестку дня. Одним из них был и нынешний премьер-министр Николай Азаров. Позволю себе небольшую показательную цитату из его выступления осенью 2008: "Уважаемые коллеги, формат, к сожалению, не позволяет так глубоко и детально обсудить те вопросы, которые стоят у нас на повестке дня, но я хотел бы сказать: главное, мы, Украина, Россия, должны вернуться к идее Единого экономического пространства. Она не утрачена и не потеряна. Это та возможность, которая позволит нам решить наши проблемы, не оглядываясь  ни на Большую Двадцатку, ни на Большую Восьмерку. Когда я уходил в декабре 2004 года из правительства, у нас было подготовлено двадцать восемь готовых документов к подписанию. И более ста документов, определяющих всю канву и все это пространство, были готовы в июне. Давайте ставить перед своим - перед нашим правительством бесполезно ставить - но вы хотя бы перед своим ставьте…".

Можно понять Николая Яновича, говорящего, что перед правительством Ющенко бесполезно ставить вопрос евразийской интеграции. Стало быть, перед нынешним правительством Азарова такой вопрос более чем уместен.
Но что-то не получается пока с последовательным ответом.

    Самое читаемое
      Темы дня