РИА Новости Украина
Жители Днепра удивлены завышенными показателями, по которым им приходится платить за тепло. Но выяснить, почему цифры "пляшут", оказалось не так уж просто, виной всему хитрая формула и "теплопотери", пишет издание "Горожанин".
В редакцию обратился житель дома №15 по улице Новоорловской Валерий Омельченко, который обратил внимание на несовпадение цифр счетчика тепла и платежек за тепло.
Читатель пожаловался на КП "Теплоэнерго", которые, по его наблюдениям и подсчетам, постоянно присылают платежки с завышенными показателями потребленного тепла.
"В нашем доме я веду учет тепловой энергии и ежемесячно сдаю отчет о потребленном её объеме, — рассказывает Валерий. – В октябре прошлого года по счетчику было зафиксировано потребление тепла в количестве 0,8 Гкал. Суммарная площадь подключенных к центральному отоплению квартир в нашем доме составляет 1328 квадратных метров. Площадь моей квартиры – 77,3 квадратных метра".
По подсчетам Валерия Омельченко, за октябрь на отопление его квартиры поступило 0,0466 Гкал. А вот в его квитанции указана другая цифра, якобы потребил он 0,0480 Гкал. Откуда взялась эта цифра, если есть простая и понятная формула расчетов потребленного тепла?
"Как считают тепловики? Объем потребления тепла в Гкал, который потребляет весь дом, делят на отопительную площадь, умножают на отопительную площадь каждой отдельной квартиры и умножают на тариф. Так вот если считать по этой формуле, то мне насчитали на 0,0014 Гкал больше. В денежном эквиваленте это немного — всего 1,91 гривны, можно и промолчать, но хочется знать причину лишних начислений", — говорит Валерий.
Тем более что в ноябрьских платежках Валерий увидел лишние 0,0498 Гкал, стоимость которых для его квартиры составила уже существенную сумму – 67,87 гривны. Мужчина возмутился и отправился к тепловикам разбираться.
"Мы отапливаемся от КП "Теплоэнерго". Когда я пришел в эту контору, мне как-то неуверенно сказали, что завышенные цифры потребленного тепла связаны каким-то образом с… погрешностью теплового счетчика. При этом плановую поверку счетчика сами же тепловики нам проводили в октябре 2017 года! Кроме того, в "Теплоэнерго" мне сообщили, что вот эти разногласия в цифрах "как-то согласованы" с КП "Комэнергосервис", к которому мы никакого отношения вообще не имеем! Но именно туда меня и отправили за разъяснениями", — рассказал читатель.
КП "Комэнергосервис" обслуживает жителей Самарского, АНД и Индустриального районов. Дом Валерия находится в Новокадацком районе.
"Естественно, в "Комэнергосервис" я не обращался. Но позвонил на горячие линии мэра и губернатора. Ответ не получал долго. А пока ждал, жительница соседнего дома рассказала мне, что нам считают по завышенным показателям, так как мы оплачиваем какие-то там теплопотери. Понятия не имею, где теряется столько тепла! Почти в 100 гривен эти "потери" мне обошлись! Шутка ли?!" — возмутился Валерий.
Наконец он получил из мэрии письмо с пояснением, почему он платит больше, чем должен.
"У нас счетчик установлен на расстоянии примерно на 3-4 метра дальше входа труб теплосетей в дом. По-другому его никак не получалось разместить. Нам нужно было регулярно сверять показатели, а чтобы мы могли это делать, счетчик нужно было устанавливать подальше от стены, где заходят трубы", — рассказывает Валерий.
При этом существуют правила технической эксплуатации тепловых установок сетей. Приняты они были еще в 2007 году, когда тариф на отопление был значительно ниже, чем сейчас.
"Так вот, согласно одному из пунктов этих правил, узел учета устанавливается на границе балансовой принадлежности исполнителя услуг и потребителя. Если этот пункт выполнен, то расчет производится по формуле, по которой я считал и обнаружил, что переплачиваю непонятно за что", — рассказывает Валерий.
Читайте также — Из Днепра: а у нас все подорожало. А у вас?
Грубо говоря, счетчик должен стоять ровно на том участке трубы, который пересекает стену дома. Но технически это выполнить, как вы понимаете, невозможно. Счетчик устанавливается там, где к нему есть свободный подход и где можно обеспечить его сохранность. И вот здесь начинается самое интересное…
Хитрая формула
Согласно пункту 7.2.43 правил, в случае организации узла учета не на границе тепловых сетей расчет за тепловую энергию осуществляется с учетом трат тепловой энергии на участке сети от входа в дом до места установления расчетного прибора.
Проще говоря, если счетчик установлен не в стене дома (а это технически невозможно), то к стандартной формуле расчета оплаты потребленного тепла добавляется еще одна сложнейшая формула, которую выдумали сами для себя теплопоставщики. И цифры закладывают в неё такие, какие им хочется.
Подумайте сами: ну сколько на самом деле тепла может "потребляться" на тех трех-пяти метрах трубы, которые идут от стены до счетчика? А эти цифры определяются уже в том проекте установки счетчика, который согласовывают поставщики тепла. Это "потребление" на языке коммунальных кочегаров называется "теплопотерями". И за них каждая квартира дома может получить дополнительный платеж за тепло хоть в 50, хоть в 150 гривен.
"Ситуация, о которой вы рассказываете, ничем не уникальна. Она встречается почти в каждом доме. У людей нет возможности установить счетчик на границе балансовой принадлежности трубы, и его ставят, как могут. У нас в доме такие "теплопотери" обходятся в среднем примерно в 1300 гривен, — рассказывает "Горожанину" председатель одного из ОСМД. – Формула, по которой рассчитываются теплопотери, указана в проекте установки прибора учета тепла, это сложный набор цифр, в котором мало кто разберется".
А представьте себе, если подвал дома занят каким-то магазином или он очень сложной конфигурации, или единственный сухой участок подвала расположен в 50 метрах от входы тепловой трубы. Представляете, сколько переплачивают жильцы дома по отношению к показателям счетчика тепла? Именно так и произошло в случае с жителями дома №15 по улице Новоорловской, где четыре метра трубы обходятся каждой квартире дома даже в относительно теплый месяц по 65 гривен, пишет автор статьи Александра Пшеничникова.
Читайте также — Днепр: мусорная революция под коррупционным соусом
Причем начисление по счетчику – вполне понятная и прозрачная процедура. А вот начисление "по сложной формуле" и без фактических измерений потерь – это процедура темная во всех отношениях.
Нет, что ни говори, а коммунальная "голь" на выдумки хитра. Самое неприятное, что за все эти хитрости платят горожане. Обидно, да?