20.10.202101:49

XFEL - лучший в мире супер-лазер. Репортаж с открытия

Мощнейший рентгеновский лазер мира в пятницу будет введен в эксплуатацию под Гамбургом. Sputnik присутствовал на месте еще до торжественного открытия и посетил экспериментальные залы под землей.
Путешествие в империю науки начинается

Александр Боос, для РИА Новости Украина

"Мы здесь мировые научные лидеры", — сказал профессор д-р Роберт Файденханзл (Robert Feidenhans’l), управляющий директор проекта European XFEL. На территории большого научного комплекса в Шенефельде под Гамбургом он говорил о том, что благодаря лазеру XFEL возможен большой прорыв в биологии и других исследовательских областях: "Мы здесь можем открыть, пожалуй, новые источники энергии, например, для фотовольтаики. Химическая промышленность может получить преимущества в катализе. Также и фармацевтика".

Физик-рентгенолог, родом из Дании, с января является исполнительным директором проекта XFEL. „Но я работаю над проектом уже десять лет, в общем-то, даже 20 лет в рамках моей научной работы“, — рассказывает исследователь.

Вот что Файденханзл рассказывает о принципе функционирования лазера: "Мы генерируем здесь ультракороткие световые волны, которые приходятся на временную шкалу молекул. Из них мы затем можем вырабатывать пучки излучения". При этом производятся вспышки, которые служат для фотографирования мельчайших атомных и молекулярных структур. При помощи света появляется возможность съемки процессов на молекулярном уровне. В общем-то XFEL – это гигантский микроскоп. Что-то похожее делали в Японии и Стэнфордском университете в Калифорнии. "Исследователи из Стэнфорда и из Японии смотрят на нас уже с некоторой завистью", — говорит ученый с ухмылкой. Однако по всему миру со всеми коллегами-исследователями в области рентгеновской и лазерной физики идет активное сотрудничество и обмен опытом.

Стоимость международного проекта составляет порядка 1,5 миллиарда евро. Одна только Германия выделила 760 миллионов евро от федерального министерства образования и науки. В проекте участвуют Дания, Франция, Великобритания, Италия, Польша, Россия, Швеция, Швейцария, Словакия, Испания и Венгрия.

Смотрите также: США испытали лазерное оружие в Персидском заливе

Ученые также представлены из разных стран, они распределены по тематическим группам экспериментов. Рентгеновский лазерный луч снабжает различные так называемые "хатчи" (Hutches) — команды экспериментаторов. Потому что XFEL – не крупный проект, рентгеновский лазер снабжает физиков и химиков точно так же, как и специалистов биомедицины, биохимии или структурной биологии. Пока что здесь есть два научных эксперимента в катакомбах– Instrument FXE и SPB Instrument. "Ожидаются дальнейшие эксперименты", — говорит д-р Роземари Уилсон (Rosemary Wilson), пресс-секретарь исследовательского комплекса. "До 2019 года у нас появятся, вероятно, еще четыре команды экcпериментаторов, все они хотят работать с рентгеновским лазером". Она невероятно довольна: "Достичь экспериментальной фазы – это невероятно. Очень волнительное время".

Команда под руководством д-ра Кристиана Бресслера настраивает рентгеновский лазер в так называемом «Хатче»

"Без устройства в Стэнфорде всего того, что Вы сейчас здесь видите, вообще не было бы", — говорит д-р Кристан Бресслер (Christian Bressler), руководитель команды эксперимента Instrument FXE. Он работает на глубине 14 метров под землей в так называемом "экспериментальном подземелье" комплекса. Здесь проходят собственно эксперименты.

В «экспериментальном подземелье» – эксперименты проводятся на глубине 14 метров.

Ученый описывает комплекс: "У нас здесь инструментальное оборудование, которое использует рентгеновские лучи для экспериментов. У нас есть еще и лазерная система с оптическим светом. С его помощью мы можем вызывать химические реакции. Мы освещаем их с небольшой задержкой по времени, одной триллионной секунды, рентгеновской вспышкой от лазера. Чтобы посмотреть состояние реакций в процессе". Подобные эксперименты его команда проводит с все большими временными промежутками, чтобы выяснить, как двигаются атомы в химических реакциях".

«Контрольный центр миссии» - серверная. Здесь ученые наблюдают за происходящим, считывают с экранов показатели экспериментов. (2-й слева: д-р Бресслер)

С этой целью электроны ускоряются в тоннеле протяженностью 3,4 км до скорости в 17 электрон-вольт. Ускоренный электронный луч при этом выдает очень короткие вспышки в диапазоне рентгеновских волн. Эти вспышки освещают изучаемые химические или биологические процессы. Камеры снимают все в целом. "Для этого нам нужно сразу много камер", сказал Бресслер, возглавляющий команду из 14 исследователей. "У нас есть самая быстрая рентген-камера в мире. Она может снимать молекулярную структуру. Сбоку у нас есть еще одна камера, снимающая электроны". Целью является проследить самое-самое начало химической реакции.

Как это работает: этот рентгеновский лазерный луч очень нужен сразу нескольким (справа: FXE, SPB/SFX и т.д.) командам исследователей.

XFEL-лазер является самым крупным и мощным линейным ускорителем. В этой роли он сменил крупнейший до сих пор рентгеновский лазер, который находится в американском Стэнфорде (Калифорния), где ученым удавалось достичь скорости лишь в 120 вспышек в секунду. А новый супер-лазер XFEL производит до 27 тысяч вспышек в секунду, подчеркнул Бресслер. Эти вспышки на какую-то долю секунды превосходят по яркости солнечный свет.