наверх
19.04.202417:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Одесская таможня: конфликт Марушевская-Насиров и "странные грузины"

(обновлено: )4460151
Никто и ничто не мешало "команде реформаторов" развернуть бурные работы по созданию в Одессе самого прозрачного таможенного пространства.

Юрий Ткачев, главный редактор "Таймер" (Одесса), специально для РИА Новости Украина

Вот уже восемь месяцев Одесскую таможню возглавляет Юлия Марушевская. Выпускница Киевского национального университета по специальности "украинский язык и литература" попала на должность надзирателя за южными торговыми воротами 40-миллионной страны благодаря протекции Михаила Саакашвили. Именно в команде Саакашвили Марушевская получила первую в своей жизни должность. Злые языки связывают Марушевскую с мэром Львова Садовым и его партией "Самопомич": её супруг, Мариян Процив, возглавляет контролируемый Садовым украинский телеканал "24". 

Идя на пост руководителя Одесской таможни, Марушевская обещала кардинально реформировать ведомство, превратив его в образцово-показательный фискальный орган. На деле же Марушевская пока запомнилась чередой громких скандалов, в т.ч. с её прямым начальством – главой Государственной фискальной службы Украины Романом Насировым. Недавно Насиров заявил, что вместо Марушевской Одесской таможней управляют "какие-то странные грузины". В ответ близкие к Саакашвили политсилы пикетировали одесское отделение ГФС с требованием уволить Насирова. 

Но – обо всём по порядку.

Команда Марушевской: невыразительные украинцы и "странные грузины"

Надо признать, Юлия Марушевская и не пыталась сделать вид, что способна разобраться во всех хитросплетениях таможенных дел. В первый же день работы Марушевская заверила, что будет лишь лицом команды опытных профессионалов – как из Украины, так и из Грузии. 

Что касается украинской части таможенной команды реформаторов, то она, честно говоря, не впечатляет. Первым замом Марушевской стал 33-летний уроженец Мариуполя Семён Кривонос, большую часть жизни проработавший в Минюсте (преимущественно в Киевской области). Образу бескорыстного рыцаря революции, презирающего материальные блага, Кривонос тоже соответствует не вполне: на скромную зарплату чиновника он сумел приобрести 6,7 гектара земли, дом в Киевской области и внедорожник Subaru Tribeca 2007-го года выпуска, стоимость которого составляет примерно 12 его годовых окладов. В 2014-м году против Кривоноса открыли уголовное дело: он якобы участвовал в вымогательстве 120 тысяч долларов у предпринимателя, желавшего получить землю в Киевской области. 

Второй зам Марушевской, Геннадий Иваненко, достался ей "в наследство" от прежнего руководства таможни – Владислава Ракши, которого неоднократно обвиняли в коррупции. Сотрудники таможни утверждают, что в коррупционных схемах участвовал и Иваненко: его называли "оператором" т.н. схем с подменой номенклатуры, когда под видом одних грузов ввозятся другие, облагающиеся меньшими таможенными пошлинами. До назначения на этот пост Иваненко месяц проработал старшим инспектором таможенного поста "Ильичёвск", перед этим с 2013 года работа в Киевской таможне, ранее занимал различные должности в МВД, налоговой и облгосадминистрациях. Несмотря на столь спорный бэкграунд, Иваненко работает замом Марушевской и по сей день. 

Таким образом, "официальная" команда Марушевской выглядела, мягко говоря, невыразительной. И это легко объяснимо: по сути, управление таможней было вложено в совершенно другие руки. Речь идёт о тех самых "странных грузинах" из обличений Насирова, личности которых глава ГФС Украины намерен установить. 

"Странные грузины" появились на Одесской таможне сразу после прихода Марушевской, произведя на всех причастных неизгладимое впечатление. Они не были сотрудниками таможни и позиционировали себя как "волнтёры", по дружбе помогающие неопытной Марушевской реформировать таможню. Друг друга "грузинские волонтёры" предпочитали называть только по именам даже в беседах с третьими лицами. В результате рядовые сотрудники таможни, получающие от "волонтёров" вполне конкретные указания, подлежащие беспрекословному исполнению, даже не знали их по фамилиям, а лишь как Мамуку, Гоги, Манану и т.п., что создавало им немало неудобств. "Завтра ко мне придут, спросят: почему ты сделал так и так? – жаловался зимой 2015-го года автору этих строк один из таможенников. – Я скажу: мне Мамука приказал. А они спросят: кто такой Мамука? И как я объясню?". 

Читайте также: У Одесской таможни и Марушевской сложные отношения с ГФС ― Мокан

Впрочем, со временем "волонтёров" всё-таки опознали. Вышеупомянутый Мамука, к примеру, оказался Мамукой Тугучи, в своё время (при президентстве Саакашвили) возглавлявшим в Грузии службу борьбы против нарушения таможенных правил. "Гоги" оказался Георгием Цхакая, занимавшим при Саакашвили же пост министра доходов и сборов. А Манана носит фамилию Шургулая, и в своё время была главой отдела по борьбе с коррупцией Государственного агентства Грузии по закупкам.

Не имея формальных должностей и даже не являясь гражданами Украины, "грузинские волонтёры" от имени Марушевской получили на Одесской таможне всю полноту власти. Многие документы, исходившие из кабинета начальника таможни, в реальности составлялись и подписывались (с помощью факсимиле) именно "волонтёрами". К примеру, Мамука Тугучи в декабре 2015-го года лично отдавал сотрудникам таможни распоряжения относительно того, какими должны быть таможенные стоимости по определённым группам товаров, не слишком считаясь с соответствующими инструкциями, спущенными в Одессу из Киева. 

Стоит отметить, что "грузинские волонтёры" почти сразу привлекли профессиональный интерес сотрудников Службы Безопасности Украины. "Чекистов" обеспокоил тот факт, что данные лица, не имеющие официальных постов и даже не являющиеся гражданами Украины, получили полный доступ ко всей ведомственной документации, среди которой имеются документы с различными грифами ограничения доступа. Однако тогда (осенью 2015-го года) на любые действия сотрудников СБУ в отношении команды Саакашвили (включая и "подкоманду" Марушевской) был наложен запрет. Его сняли лишь в конце февраля 2016-го года, и кресла зашатались не только перед самими "волонтёрами", но и под Марушевской, которой теоретически могла грозить уголовная ответственность за разглашение государственной тайны и конфиденциальных сведений, находящихся в собственности государства (ст. 328 и 330 УК). "Волонтёры" вынуждены были ретироваться, покинув выделенные им непонятно на каком основании кабинеты в здании таможни. Однако их влияние не процессы, как утверждают компетентные источники, осталось очень значительным.

Реформы и проекты

Но давайте лучше посмотрим, что же в реальности принесло Одесской таможни правление Марушевской?

В лучших традициях команды Саакашвили, Юлия обещала золотые горы и прямую дорогу в светлое будущее: таможню без вымогательства и контрабанды, где все операции будут осуществляться быстро, без проволочек и исключительно в правовом поле. 

Для этого, в частности, планировалось создать т.н. "Открытое таможенное пространство" — таможню нового типа на месте Одесского морвокзала. Кроме того, предполагалось автоматизировать работу таможни путём внедрения системы ASYCUDA, что преподносилось буквально как ноу-хау от команды реформаторов. Правда, как-то упускалось из виду, что на украинской таможне уже существует даже не один, а несколько программных комплексов по автоматизации процессов – например, система украинская «Инспектор», АСАУР – автоматизированная система управления рисками, призванная находить в общем потоке таможенных деклараций имеющих признаки нарушений и коррупционных схем и т.п. С АСАУРом, кстати, случилась смешная история. Когда во время оформления очередного груза система забила тревогу и заблокировала дальнейшее прохождение груза. Об инциденте должили Марушевской: мол, АСАУР груз не пускает! "Груз провести, Асаура немедленно уволить!" — распорядилась грозная начальница таможни…

Так вот, вместо уже существующих систем Марушевская решила поставить на Одесской таможне комплекс ASYCUDA. На приобретение и внедрение системы из бюджета даже выделили 17 миллионов гривен, однако затем что-то пошло не так. Точнее, нашлись грамотные люди, которые поинтересовались чем, собственно говоря, данный комплекс столь полюбился команде реформаторов? Дело в том, что ASYCUDA – система, разработанная преимущественно для стран третьего мира. В частности, как можно удостовериться на официальном сайте системы, в Европе её в настоящее время используют лишь Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Румыния и Грузия. Остальные 76 стран, использующие данную систему, расположены преимущественно в Африке, Азии и странах Латинской Америки. Страны ЕС в массе своей используют иные системы: так, в Польше используется разработанная специально для этой страны система CELINA, в Германии – ATLAS и т.п. И это уже не говоря о том, что перевести на новую систему одну-единственную Одесскую таможню – весьма и весьма спорное решение. В конечном итоге, все таможни Украины с информационной точки зрения являются единой системой, каждый кусочек которой должен иметь доступ к информации о том, что происходит в других частях.

В общем, неудобные вопросы сначала стали тихо задавать специалисты, затем, погромче – СМИ. В итоге сомнительной системой заинтересовались в Киеве, где сочли, что, если уж Марушевская так хочет автоматизировать Одесскую таможню с помощью новой системы, то неплохо бы провести конкурс, на котором выбрать программный продукт, наилучшим образом удовлетворяющий украинским реалиям. На этом история с ASYCUD’ой и заглохла.

Не лучше получилось и с "открытым таможенным пространством". Для начала, никто до сих пор так и не смог внятно объяснить, что это должно было быть такое с правовой точки зрения, и чем работа "пространства" должна была на практике отличаться от работы любого другого таможенного пункта под началом Марушевской. На эти и другие вопросы должен был ответить "профильный" законопроект, якобы разработанный командой Саакашвили и внесённый в Верховную Раду через дружественных депутатов. Увы, в сессионный зал он в итоге так и не попал.

Но это не помешало "команде реформаторов" развернуть бурные работы по созданию этого самого таможенного пространства. Организовать его решили на Одесском морвокзале, для чего тот предстояло реконструировать. На эти цели выделили 30 миллионов гривен. Строительные работы начались. Но в апреле 2016-го года они остановились на полпути. Марушевская обвинила Администрацию морских портов Украины (АМПУ), в чьём ведении находился морвокзал, в саботаже: мол, те без объяснения причин перестали выделять деньги на строительство. Правда, в последствии оказалось, что всё получилось немного по-другому: АМПУ-то деньги выделяла исправно, да вот только оказалось, что на строительство нужны не оговоренные 30 миллионов, а 65. "Лишних" 35 миллионов у АМПУ не нашлось, вот проект и застопорился.

Да и к самому проекту возникли серьёзные вопросы. К примеру, по плану предстояло снести (спилить) специальные балки, поддерживающие наклонный стеклянный фасад здания (новый фасад должен был быть вертикальным – так уж оно придумано). Но выяснилось, что это технически невозможно: если это сделать, то рухнуть может всё здание вообще. Весьма характерный пример для деятельности "команды реформаторов".

Сомнительные истории

Наряду с вышеперечисленными историями, дающими злым языкам достаточно поводов усомниться в компетентности Марушевской, происходили и вещи, позволяющие заподозрить "команду реформаторов" ещё и в откровенной нечистоплотности. В частности, если не при содействии, то при непротивлении Марушевской процветают всё те же схемы серой контрабанды, что действовали ещё до её назначения. Их центром считается Ильичёвский порт: именно здесь уже много лет работает отлаженная схема с подменой номенклатуры ввозимых товаров. Скажем, по документам в порт заходит контейнер с полиэтиленовыми пакетами – а на самом деле в нём находится одежда. Особенно эффективны подобные махинации с электроникой, которую можно сравнительно легко подменить так, что для некомпетентного взора подмена будет практически незаметной. Имена организаторов схем по уклонению от налогообложения с помощью таких финтов в Одессе известны достаточно широко: в частности, в первых рядах числятся одесские бизнесмены А. и П., промышляющих подобным ещё с 90-х. При Марушевской данные граждане чувствуют себя вполне благополучно.

Читайте также: Из жизни Одесской таможни: Саакашвили и Марушевская ограничили силовиков

Весьма яркая история в этом смысле приключилась с партией из 11 тысяч велосипедов, которые внезапно "нашли" в Одесском порту полицейские. Откуда взялись велики – неясно, однако на них находились логотипы ТМ "Азимут", владелец которой, одна из одесских компаний, немедленно возмутилась против незаконного использования её интеллектуальной собственности. Велосипеды арестовали, а затем обратились в суд с требованием их уничтожить. Суд согласился, поручив утилизацию частной фирме.

На самом деле за этой историей, скорее всего, кроется достаточно банальная схема по уклонению от уплаты таможенных платежей и налогов: под предлогом "уничтожения", велосипеды вывозят с таможенных складов, после чего "утилизируют" на бумаге, а по факту передают бенефициару схемы для продажи. В результате тот получает возможность ввезти в Украину товар без уплаты таможенных пошлин и тому подобного. 

История просочилась в СМИ и, благодаря тому, что речь шла о действительно большой партии товара, наделала много шуму. Увы, вместо того, чтобы потребовать детально расследовать коррупционную схему, шеф Марушевской Саакашвили пошёл иным путём. Он заявил, что велосипеды следует раздать детям. Правда, те самые 11 тысяч великов Саакашвили не отдали, но вместо этого фирма "Азимут" подарила губернатору 2500 детских велосипедов, чтобы он мог раздать их вместо контрафактных. Что же до 11 тысяч велосипедов, то суд отказался отменять распоряжение об их уничтожении. Пока тема, что называется, "зависла", но очень похоже на то, что, при косвенном содействии Саакашвили контрабандная схема будет доведена до конца, когда шум немного подутихнет.

Читайте также: Одесская таможня. Как Марушевская, Саакашвили и Садовый "сообразили на троих"

Эта музыка будет вечной

Как бы там ни было, спустя восемь месяцев похвастаться "реформаторам" особо нечем. Но у них уже готово простое объяснение, почему всё вышло именно так: дескать, виноваты они, а "плохие парни", которые ставят "реформаторам" палки в колёса. И первым в ряду плохих парней числится тот самый глава ГФС Роман Насиров.

Стоит отметить, что, хотя к Марушевской и её команде, как мы видели выше, много вопросов, Насиров – тоже фигура, мягко говоря, спорная. По слухам, Насиров является человеком Порошенко – а точнее, представителем ближнего круга главы государства, к которому относят нового Генпрокурора Юрия Луценко, главу НБУ Валерию Гонтареву и т.п. Иными словами, шансы Марушевской "подвинуть" Насирова близки к нулю – как, впрочем, и шансы Насирова "подсидеть" Марушевскую, связи которой, как мы уже говорили, тянутся к партии "Самопомич", без которой Порошенко не сможет обеспечить целостность парламентской коалиции. 

Так что какими бы ни были истинные мотивы участников конфликта "Марушевская – Насиров", разрешить его в том или ином смысле в обозримом будущем вряд ли представляется возможным. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня