наверх
20.04.202402:47
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Ситуация печальна: как выживают труженики в Днепропетровске

(обновлено: )147041
Тенденция последних лет: на предприятиях параллельно с существующими профсоюзами организовывают новые, независимые. По закону – права у них одинаковые. А на деле получается, что послушные воле глав предприятий профсоюзы – в фаворе у директоров.
Митинг рабочих Южмаша в Днепропетровске

Елена Соломина, РИА Новости Украина, Днепропетровск

Но их, этих "фаворитов", тихо ненавидят простые работяги. Профсоюзы же независимые – не такие влиятельные и сильные, но им верят труженики.

"Первомай уже не тот, профсоюзы – не те", – вздыхает присевший на лавочку возле Парка ракет Иван Гончарук.

Он давно уже на пенсии, но на первомайские демонстрации продолжает исправно ходить. Правда, по его словам, с каждым годом эти самые демонстрации все реже, все слабее.

"Раньше, я помню, весь город выходил, отовсюду музыка лилась. И это был действительно праздник. Руководители предприятий шли в одном ряду с рабочими. И им было не стыдно смотреть в глаза работягам. А сейчас? Вот, собралось человек сто так называемых независимых профсоюзов. Но что они могут, если администрации предприятий на них не обращают никакого внимания, а "коллеги" по профсоюзной линии (из так называемых "зависимых" профсоюзов) не поддерживают?", – сокрушается мужчина.

Глава независимого профсоюза работников "Южмаша" Евгений Деркач подтверждает: найти общий язык с руководством завода практически невозможно. А зависимый от директората профсоюз делает то, что нужно руководству предприятия.

"Мы готовы их поддерживать, если они устроят большую акцию за выплату долгов по зарплате. Мы готовы ехать вместе с ними в Киев, требовать там свои заработанные деньги. Но они же не едут, не требуют. А нас пока слишком мало, чтобы нас услышали. Но это не означает, что мы сидим, сложа руки. Мы регулярно проводим акции. Хотя делать это не всегда просто. Порой руководство завода спускает в цеха команду не выпускать нас в рабочее время за пределы предприятия. Или наоборот – отпускает с работы раньше – только, чтобы люди не вышли на митинг", – говорит Деркач.

"Пытаются загнать в прошлое"

У работников Облавтодора – проблема похожая. Более 800 работающих на предприятии не могут получить зарплату. Накануне майских они собрались пикетировать Днепропетровскую облгосадминистрацию, но их убедили не ходить под окна губернатора.

Тогда митинг устроили по управлением Госказначейства. Подействовав на нервы финансистам, заблокировавшим счета предприятия, дорожники разошлись. Но пообещали устроить более масштабные акции и даже перекрывать дороги – если их просьбы выплатить зарплату не услышат. Акцию обещали повторить уже после майских праздников.
Несколько иная ситуация – на Днепропетровском тепловозоремонтном заводе. Здесь накануне Первомая остались без директора. Руководство "Укрзализныци" накануне

Международного дня солидарности трудящихся решило снять нынешнего директора Владимира Бойчука. Якобы для проведения открытого конкурса, хотя еще в июле 2015 году Бойчук такой конкурс выиграл. И за полгода своей работы на предприятии смог показать результат – завод не только погасил долги по зарплате, но и получил новые заказы – на ремонт тепловозов для промышленности. Эти контракты позволили предприятию выйти из долговой ямы.

"Но сейчас нас пытаются снова загнать в прошлое. Когда завод почти стоял. И это при том, что мы активно ищем международных партнеров. И даже нашли таких, которые готовы вкладывать собственные средства в модернизацию предприятия", – говорит заместитель директора завода по вопросам модернизации Александр Минаев.

Прямо о причинах увольнения нынешнего и.о.директора предприятия на заводе никто не говорит. Но сразу несколько независимых источников подтвердили, что за ситуацией вполне может проявиться тень Геннадия Корбана и группы "Приват", которой завод показался лакомым кусочком после того, как новой команде топ-менеджеров удалось наладить производство и договориться о широком международном сотрудничестве.

Печальная ситуация

К слову сказать, аналогичная ситуация произошла несколькими месяцами ранее и в конструкторском бюро "Южное". Проанализировав экономическое положение предприятия, руководитель Государственного космического агентства Любомир Сабадош решил сменить генерального директора Александра Дегтярева.

В КБ говорят, что смена руководства связана с желанием "сесть на финансовые потоки". И это немудрено: если в 2015 году КБ "Южное" получило от государства 15 млн гривен, то в виде налогов и обязательных платежей вернуло 400 млн. По сути, КБЮ кормит не только себя, но и всю ракетно-космическую отрасль. И кто-то там, наверху, не мог смириться с этим.

Но, увы, не на всех днепропетровских предприятиях достаточно конкурентные зарплаты, как, к примеру, в КБ "Южное". На том же "Южмаше" люди месяцами не видят заработанных копеек.

В целом же по области ситуация достаточно печальная. Так, по данным Главного управления статистики в Днепропетровской области, по состоянию на 1 января 2016 общая сумма начисленной, но не выплаченной заработной платы в области составила 120,2 млн.грн. При этом на экономически активных предприятиях задолженность составляет 91,9 млн.грн., или 76,5%. 26 млн.грн. 21,6% долгов приходится на предприятия, которые находятся на разных стадиях восстановления платежеспособности должника, остальные – на предприятия, которые прекратили свою деятельность и не сообщили о погашении задолженности по заработной плате.

Основная доля долга перед работниками по заработной плате на начало января 2016 приходилась на предприятия промышленности (82,7%), а среди городов и районов – на Днепропетровск (51,7%).

Читайте также: Правые в Днепропетровске: конец истории радикалов?

Глава Днепропетровского объединения профсоюзов Виталий Дубиль считает, что митинги и забастовки – не эффективный путь решения проблем работников предприятий. Даже если речь идет о выплате долгов по зарплате. Он призывает добиваться модернизации фабрик и заводов, чтобы сделать их продукцию конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках. А это позволит зарабатывать в разы больше.

Самое читаемое
    Темы дня