наверх
30.10.202015:09
Курсы валют НБУ
  • USD28.44+ 0.04
  • EUR33.30- 0.01

Медленная смерть космонавтики: завод "Южмаш" и КБ "Южное"

(обновлено: )141103510
12 апреля для днепропетровских ракетчиков праздник грустный. Пережившие на своем веку взлет не только созданных ими ракет, но и целой отрасли, ветераны уверены - государство Украина в развитии космоса не заинтересовано.

Елена Соломина — Днепропетровск, РИА Новости Украина

Накануне профессионального праздника — Дня космонавтики и работников ракетно-космической отрасли у этих самых ракетчиков повода даже для очень сдержанного оптимизма нет. Со столпами отрасли — заводом "Южмаш" и конструкторским бюро "Южное" творится что-то неладное. Завод периодически лихорадит. Но это уже похоже на агонию перед смертью. Ситуацию вокруг КБ "Южное" сознательно раскачивают, убеждены на предприятии.

Мы попытаемся разобраться, что же происходит с государственными предприятиями.

"Космическая  промышленность имеет свою уникальную  специфику, на первоначальном этапе  конструкторское бюро разрабатывает  космические изделия, а потом  эти разработки реализуются и  запускаются в серийное производство на промышленном предприятии с уникальным оборудованием и возможностями. Для этих целей в Украине существуют государственное предприятие "Конструкторское бюро "Южное" имени М.К. Янгеля" и государственное предприятие "Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова", — пишет в своем блоге на одном из украинских сайтов экономист Александр Охрименко.

Он вспоминает времена недавнего прошлого, когда такой творческий и технический союз инженеров и конструкторов самого высокого уровня давал свои результаты. КБЮ под руководством генерального конструктора Михаила Янгеля разрабатывало новые ракеты и спутники, а завод, руководимый Александром Макаровым, превращал разработки в реальные космические объекты, которые летали в космос. Теперь же ситуация несколько другая.

"КБ "Южное" работает, и работает много, в  любом случае бюджетные деньги  тратятся и активно расходуются, но вот реальных результатов  этой работы незаметно. В конечном итоге "Южмаш", громадное предприятие по производству космической техники, стоит незагруженное, так как нет космических разработок, которые можно запустить в серию. Приходится заниматься старыми космическими программами, типа ракета "Зенит" или "Днепр". А если учесть, что большая часть этих космических программ ориентирована на Россию, это тупик", — уточняет экономист.

Помощник генерального директора "Южмаша" Владимир Ткаченко говорит, что прекращение сотрудничества с Российской Федерацией стало причиной сокращения на 80% валютной выручки завода.

"Два-три заказа на ракеты-носители "Зенит" в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам", — заявил Владимир Ткаченко.

Ситуация складывается патовая. Причем, сложилась она не вчера. Ракетно-космическая отрасль — сфера высоких технологий, серьезнейших интеллектуальных разработок и высокопрофессионального их воплощения. Но для этого необходимо финансирование.

Будучи с визитом на "Южмаше" осенью 2014 года президент Украины Петр Порошенко пообещал заводу государственный заказ. Причем заводчане показали Верховному главнокомандующему уникальные разработки. Некоторые из них не имеют аналогов в мире. А те, что имеют, стоят в разы дешевле зарубежных разработок. Уже минул первый квартал 2016 года. Только где этот заказ? Украина предпочитает размещать заказы на иностранных предприятиях, нежели поддерживать отечественного производителя. Из-за отсутствия заказов, а значит, и реальной работы, завод "Южмаша" сидит на однодневке. При этом работники предприятия все равно, хоть раз в неделю выходят на работу. Во-первых, чтобы не потерять стаж, во-вторых, чтобы были основания для начисления зарплат.

Экономическая ситуация в КБ "Южное" разительно отличается от той, что сложилась на "Южмаше". Если завод — в долгах, как в шелках, то конструкторское бюро не только себя кормит, но и других.

К примеру, совсем недавно, именно КБ "Южное" перечислило на счет "Южмаша" порядка 80 млн.гривен, для того, чтобы завод мог частично погасить зарплатные долги.

А за пять лет — с 2010 по 2015 год — КБ "Южное" перечислило в госбюджет в виде налогов более 1 млрд.гривен. А из бюджета получило финансирование в размере 153 млн. гривен. Только за 2015 год отчисления составили более 400 млн.гривен. От государства пришло — 15 млн.

В том же 2015 году ГП "Конструкторское бюро "Южное" профинансировало смежные предприятия ракетно-космической отрасли на 1.1 млрд. гривен.

"Возможно, этого недостаточно. Но даже такая поддержка позволяет сохранять на предприятиях отрасли самое главное — интеллектуальный капитал страны, остановить отток высококвалифицированных инженеров и конструкторов за рубеж", — говорится в открытом письме работников КБЮ на имя главы украинского государства.

Сотрудники конструкторского бюро выражают обеспокоенность тем, что руководство Государственного космического агентства Украины силовым методом решило сменить генерального директора предприятия Александра Дегтярева. В бюро считают, что их генеральный — профессионал высочайшего класса. Именно благодаря ему КБ "Южное" может себе позволить оплачивать зарплату не только своему многотысячному коллективу, но, по сути, кормить еще двадцатитысячную армию смежников.

Читайте также: Агония "Южмаша". Ненужный завод и лишние люди на пути Украины в Европу

"Нам нужен только Дегтярев. Почему Сабадош (глава ГКАУ — Ред.) решил, что вправе самостоятельно решать судьбу руководителя и огромного коллектива конструкторского бюро?" — говорят работники предприятия. Молодые специалисты признаются: со студенческой скамьи мечтали о работе именно в КБЮ. Сегодня работа здесь не просто престижна, но и высокооплачиваема. Средняя зарплата на предприятии — почти 8 тысяч гривен.

"Почему не меняют директора "Южмаша", где  просто крах? Почему понадобилось заменить нашего генерального? Ответ очевидный — личный конфликт Сабадоша и Дегтярева. Плюс, там, наверху, смекнули, что что финансовые потоки можно направить в правильное русло", — признается инженер Виталий.

Версию о личной подоплеке конфликта между главой космического агентства и уволенным им генеральным  директором КБ "Южное" отчасти подтверждает и ветеран ракетно-космической отрасли, Герой Украины Станислав Ус. Он убежден — объективных предпосылок и оснований для смены руководства предприятия нет. И сейчас, когда КБЮ за счет собственного кармана помогает смежникам решать их финансовые проблемы, такому предприятию нужно только помогать. А не вставлять палки в колеса. Как это происходит сегодня.

Самое читаемое
    Темы дня