наверх
15.10.201816:53
Курсы валют НБУ
  • USD27.93- 0.06
  • EUR32.32- 0.07

Агония "Южмаша". Ненужный завод и лишние люди на пути Украины в Европу

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

9076367
Удавка на шее легендарного "Южмаша" затягивается все сильнее: 260 миллионов гривен коммунальных долгов и как следствие - отключение от электроснабжения, миллионные долги по зарплатам и протесты работников... Завод сопротивляется из последних сил.

Елена Соломина, РИА Новости Украина, Днепропетровск

Наш корреспондент в регионе Елена Соломина разбиралась в проблеме легендарного предприятия.

Жители и "Южмаш" — связанные одной цепью

Теоретически, Днепропетровск мог бы и не заметить этих "космических" долгов "Южмаша", если бы каждый четвертый днепропетровец не работал на легендарном предприятии или не был связан с ним.

Кроме того, система электро- и водоснабжения завода устроена так, что, выключая рубильник в цехах, энергетики из ПАО "ДТЭК Днепрооблэнерго" автоматически лишают света жителей десятков домов в округе. А еще без электричества остается тяговая подстанция, которая обеспечивает электроснабжение 11-ого маршрута трамвая.

Энергетики долго и безуспешно убеждали-уговаривали руководство предприятия рассчитаться за потребленное электричество. Но слышали в ответ одно и тоже: у "Южмаша" нет средств.

Терпение энергетиков лопнуло. И на Крещение без света оказались сам завод, воинская часть и более 50 жилых домов в округе. Ситуация была настолько критической, что пришлось вмешаться городским властям, которые в принципе никак не могут повлиять ни на частное облэнерго, ни на руководство завода, посколько оно подчиняется Государственному космическому агентству и Кабмину.

Тем не менее, мэр Борис Филатов каким-то образом убедил энергетиков вернуть свет в квартиры горожан. А заодно — и в цеха "Южмаша".

"Это личные контакты мэра. Один раз ему удалось убедить энергопоставляющую компанию. Сможет ли в следующий раз - большой вопрос. Тут государство должно вмешаться и закрыть раз и навсегда вопросы: 1) прежних долгов завода; 2) дальнейшей судьбы "Южмаша", — считает эксперт энергорынка Владислав Соболь.

Спасти может только государство

Днепропетровский журналист и политический эксперт Андрей Богатырев также считает, что без вмешательства государства агонизирующий "Южмаш" спасти невозможно.

"По идее, необходимо срочное вмешательство государства. Только вот в каком качестве? С ролью помощника Кабмин справляется так себе, да и положение в стране давно не позволяет обеспечить предприятие госзаказом. Тем более, что качество "некосмической" продукции ЮМЗ оставляет желать лучшего и не выдерживает стандартной рыночной конкуренции по соотношению "цена-качество", — пишет Богатырев.

Помочь заводу в самом начале своего губернаторства пытался глава Днепропетровской облгосадминистрации Валентин Резниченко. Но, поняв тщетность усилий, сегодня в тон президенту Украины заявляет о том, что держать на шее завод-нахлебник никто не будет.

"Скажу откровенно: судьба завода, у которого огромные долги и который не пытается что-либо предпринимать, меня мало волнует. Да и повлиять на ситуацию там мы никак не можем. Если бы "Южмаш" находился в сфере ответственности облгосадминистрации, мы бы им занимались", — заявил губернатор на итоговой пресс-конференции в конце 2015 года.

В днепропетровской журналистской тусовке любят вспоминать, что за 2014 год "Южный машиностроительный завод", накопивший миллионные долги по зарплатам и коммуналке, продал один-единственный трактор.

Да и с продажей троллейбусов не задалось. Антимонопольный комитет заблокировал результате тендеров, по которым "Южмаш" должен был собрать и поставить городу новые троллейбусы. Днепропетровск в них нуждается, но история с покупкой напоминает отдельный детектив.

"Зарплаты не видел с августа"

Поднять легендарный завод со смертного одра возможно, говорят эксперты. Вопрос — в цене этих реанимационных мероприятий.

"Для Украины потеря "Южмаша" чревата потерей статуса космической державы. Для сотрудников это перспектива стать "лишними людьми" на пути в Европу. И на этом пути кормить украинцев никто не обещал", — считает политический эксперт, руководитель аналитического Центра "Третий сектор" Андрей Золотарев.

Сами работники предприятия давно уже не питают иллюзий.

"На работу ходим просто, чтобы не сойти с ума дома. Хотя зарплату не платят. А сидеть придется в неотапливаемых цехах. Например, у нас в цехе температура +8С", — говорит работница завода Анастасия.

Женщина проработала на "Южмаше" всю свою жизнь. В трудовой в графе "Место работы" — всего лишь одна запись. В качестве "благодарности" от государства она получила 1,5 тысячи гривен и огромные долги по зарплате.

"В прошлом месяце только за коммуналку отдала 1,6 тысяч гривен. На что жить - не понимаю совершенно", — говорит женщина.

Ее коллега по заводу Дмитрий говорит, что зарплаты не видел с августа минувшего года. Вынужден подрабатывать на стороне.

"Хорошо, что в училище получил специальность рабочую. Она и выручает. Потому как надежды на завод и зарплату оттуда нет никакой", — говорит с грустью Дмитрий.

"Южмаш" привлекает молодых рабочих?

Получить комментарии руководства завода о ситуации на "Южмаше" на момент подготовки материала не удалось. На предприятии ссылаются на занятость руководства. При этом на официальном сайте "Южмаша" 20 января 2016 года появилась новость об утверждении социального пакета для работников завода.

Читайте также: Убийство "Южмаша". Такой Украине космос не нужен

"Руководство и профсоюзный комитет ГП "ПО ЮМЗ им. А. М. Макарова" уделяют большое внимание социально-экономической защите работников предприятия. С целью привлечения и закрепления на ЮЖМАШе молодых рабочих, инженерно-технических работников и других специалистов утвержден социальный пакет", — сказано в сообщении.

Правда, там не уточняется, что же включает в себя этот пакет. В профкоме также пока не комментируют эту новость.

Самое читаемое
    Темы дня