Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
Антипремия в физическом своем измерении действительно является засушенным будяком — репейником. Эта травка лежала во время пресс-конференции на столе перед членами жюри. Впрочем, получить "приз" никто из лауреатов не пришел. Да и журналистов было не очень много.
"Такие будяки — напоминание о том, что нарушать права человека не нужно", — пояснила представитель Хельсинкской группы Марина Говорухина.
За что дают "Будяка"
По словам Говорухиной, "антипремия — некоммерческий проект, никакие решения, связанные с антипремией, не могут быть направлены на получение прибыли".
"Антипремия присуждается за наиболее позорные и наиболее опасные нарушения прав человека и основополагающих свобод, которые имеют общенациональное значение", — сказала представитель Хельсинской группы.
Не похоже, что сами учредители премии и члены жюри отнеслись к процессу достаточно серьезно — участники пресс-конференции путались в количестве номинантов и даже в количестве награжденных (четыре или пять?). И так и не смогли вспомнить, на какой именно горе собирали свой будяк (но уверили, что делается это "в пятницу, 13-го").
Говорухина отметила, что за антипремией утвердилась уже "темная легенда", поскольку известно, что практически все награжденные испытали после этого трудности "с карьерным ростом" (например, Юрия Луценко вскоре после награждения в 2009 году посадили за решетку).
Кого номинировали
В этом году на получение антипремии претендовали семь номинантов, в том числе, президент Украины Петр Порошенко, премьер-министр Арсений Яценюк, глава Верховной Рады Владимир Гройсман, генпрокурор Виктор Шокин, гендиректор "1+1 медиа" Александр Ткаченко.
Возможно, из-за "темной легенды" номинированные на антипремию лица и организации проявляли беспокойство. По словам Говорухиной, в этом году впервые за все 8 лет вручения "Будяка" была "адекватная реакция" некоторых должностных лиц — они прислали пояснения.
Например, номинированный за снятие с эфира программы Савика Шустера Александр Ткаченко изложил свою позицию: "он считает, что это были исключительно контрактные недоразумения".
Пришло пояснение от администрации президента Порошенко (номинировали за подписание закона, не позволившего голосовать переселенцам). В АП пояснили: "они считают, что вины президента в этом нет, президент, напротив, сделал очень много для переселенцев".
А за спикера Владимира Гройсмана заступились некоторые журналисты (в частности, руководители изданий "Инсайдер" и "Деловая столица"). Как сообщила Говорухина, они считают, что Гройсман, подписав закон о местных выборах, лишь выполнил свой конституционный долг…
"Видим, что "Будяк року" действительно на что-то влияет, должностным лицам не очень приятно его получать", — констатировала представитель Хельсинской группы.
По всей видимости, объяснения группы журналистов и письма из АП показались членам жюри убедительными: среди лауреатов антипремии нет президента, премьера и спикера. Избежал вручения "Будяка року" и Александр Ткаченко.
Кого наградили
Среди "победителей" антипремии "Будяк року 2015" назван, в частности, генпрокурор Украины Виктор Шокин. Как сообщил адвокат и член жюри "Будяка" Иван Лищина, антипремия присуждается ему "за бездеятельность в отношении нарушителей прав человека, расхитителей государственного имущества".
Он пояснил, что речь идет о ситуации со снятием депутатской неприкосновенности с Юрия Бойко.
В Хельсинской группе сообщили, что "эпизод касается аферы со сжатым газом Сергея Курченко, где следователи прямо называют Бойко "участником преступной организации". Представление направлено генпрокурору, но три месяца лежит без движения, отмечается в пресс-релизе группы.
Еще одна антипремия досталась Нацбанку. Как заявила член жюри "Будяка" писательница Лариса Денисенко, "за принятие постановления, которое привело к дискриминации большой группы лиц, место проживания которых зарегистрировано в Крыму и в Севастополе" (их признали нерезидентами Украины).
Лауреатом "Будяка" стал также нардеп Константин Матейченко — "за опасную законодательную инициативу в сфере прав человека, что проявилось во внесении в парламент законопректа №2225, согласно которому может быть введена уголовная ответственность за критику власти".
Среди награжденных "Будяком" также судья одного из судов Киева (по утверждению заявителя, он будто бы принимал неправосудные решения) и полковник полиции (за применение незаконных методов следствия и "фабрикацию обвинения в убийстве").
Есть вопросы
Насколько серьезно можно ко всему этому относиться? Некоторые решения жюри кажутся политически обусловленными. Во всяком случае, вопросы возникают. Почему правозащитникам кажется важным вопрос о лишении депутатской неприкосновенности именно лидера фракции "Оппозиционного блока" Юрия Бойко, а не других политиков-фигурантов различных "дел"?
Почему правозащитников обеспокоило только снятие с эфира программы Шустера, но никто не вспомнинает о сидящих в СИЗО журналистах? Например, Руслан Коцаба обвиняется в госизмене за то лишь, что призвал людей не идти на братоубийственную войну.
Сам Коцаба заявил в интервью РИА Новости Украина, что именно этой постмайданной власти удалось репрессировать "майданных идеалистов", запугать украинцев и отбить у них "любое желание критиковать действующую власть за отсутствие реформ и разжигание гражданской войны".
Почему из моря фактов о фабрикации обвинений, пытках, незаконных обысках и задержаниях выбрано одно лишь дело, и правда ли награжденный "Будяком" судья — самый страшный в стране нарушитель?
Читайте также: С нас хватит! В Украине анонсируют массовые забастовки
Еще одно. Казалось бы, в нынешней Украине самые вопиющие нарушения прав человека правозащитникам и искать не нужно: на востоке страны каждый день гибнут люди. По данным ООН, с начала конфликта на Донбассе более 9 тысяч человек погибли и более 20 тысяч были ранены (по другим оценкам, погибших и раненых может быть больше). Кто эти "гении политики", развязавшие гражданскую войну? По чьей вине льется кровь?
Тысячи людей погибли, десятки тысяч остались без средства существования и без крыши над головой, миллионы украинцев вынуждены искать прибежища в других странах. И почему-то не слышно голоса правозащитников…