Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Харьков
37 декоративных казачеств
Случай увидеть казаков в Харькове был 14 октября. На День казачества, на Покрову они пришли возложить цветы к памятнику гетьману Сагайдачному. Памятник стоял в Севастополе, нынешним летом его установили на набережной реки Харьков.
На митинге глава местного Украинского реестрового казачества Валерий Рубан напоминал о том, что Харьков – казачий город, что он 111 лет управлялся казаками… Оратор отрекомендовался председателем комитета по делам казачьих организаций Общественного совета при губернаторе.
Глядя на немногочисленный праздничный митинг, интересуюсь у Валерия Рубана, сколько всего казаков на Харьковщине?
– По реестру Главного управления юстиции в Харьковской области, 37 организаций. Работают из них – 15-16. С начала 90-х, когда регистрировались организации, многие руководители постарели, заболели. Те организации, которые при учебных заведениях – те действуют. Они занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи. Мы участвуем в проведении военно-спортивных игр – "Сокол" ("Джура"), "Зарница". Они по-разному назывались в зависимости от политической ситуации.
Спустя еще два вопроса, наконец, получаю цифры. В Харькове – до тысячи человек в разных казачьих организациях. Активных членов – 100-150. Но "есть еще районные организации в области".
Казаки-пацифисты
Военной составляющей у харьковских казачеств, по словам Рубана, нет – военизированных формирований не создавали: "Мы действуем исключительно в рамках закона об общественных организациях".
Но постойте, – говорю. – Вполне законно можно регистрировать общественные формирования по охране порядка и государственной границы. Им и разрешения на травматическое оружие дают. Что мешает их создавать на базе казачьих объединений?
– Нет-нет, мы такой работой не занимаемся. Мы не хотим создавать парамилитарные структуры.
Пробую поднять тему "свежей крови". Мол, если в их организации вольются люди, прошедшие войну, слово "казачество" в названии наполнится реальным смыслом.
– Думаю, это не так просто. Те, кто участвовал в боевых действиях, нуждаются в реабилитации для начала.
Но ведь казак – это всегда был воин, прежде всего.
– Потому они все в конце жизни и уходили в монастыри. Потому что первая заповедь – не убий, – отвечает глава харьковского реестрового казачества.
Какое участие казачьи организации принимали в событиях прошлой весны?
– Это сложный вопрос. Реестровое казачество было представлено на Майдане, там около 100 человек было. С другой стороны, было луганское казачество, с которым мы поддерживали отношения раньше, и которое приняло сторону ЛНР.
– Вы имеете в виду, – луганские донские казаки, которые воюют на стороне ЛНР? – уточняю.
Луганский донской флешбэк
Донские казачьи подразделения, которые с первых дней воевали на стороне ЛНР, во многом выросли из ячеек, созданных годы назад. В Луганске регулярно проводился Казачий круг, там присутствовали чиновники уровня зампреда облсовета (например, Евгений Харин).
Иногда председательствовали (и всегда присутствовали) эмиссары из России – представители Всевеликого войска донского.
Газета "Молодогвардеец", в которой я работал, задавалась вопросом: на каком основании в Украине действуют парамилитарные формирования, которые подчиняются зарубежному командованию? Ни власти, ни спецслужбы редакции не ответили.
Одновременно в Луганской области пытались объединить все казацкие организации под единым руководством. Мол, вы украинские казаки – мы такие же точно, только донские.
Так все продолжалось до зимы 2013-2014 годов, когда луганские донские казаки объявили, что пустят свои патрули по улицам – "на случай приезда "Правого сектора". А затем атаман Рубан, однофамилец моего харьковского собеседника, обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой не отдать Луганщину "на растерзание супостату".
Можно было ожидать, что украинское казачество встанет на охрану Евромайдана. И какие-то казаки пару раз появлялись в количестве 5-6 человек. Но во время нападений на евромайдановцев они держались в стороне и посмеивались, когда титушки ломали пианино, принесенное как "Инструмент свободы".
Атаманы с "антимайдана"
Вы имеете в виду, – луганские донские казаки, которые воюют на стороне ЛНР? – уточняю я председателя комитета по делам казачьих организаций Общественного совета при губернаторе.
– Нет, представители украинского казачества воюют на стороне ЛНР.
Концовка разговор с Валерием Рубаном получилась немного скомканной – он сказал, что ему нездоровится, и мы попрощались.
Погуглив, я понял, что вопросы о Евромайдане и участии украинских казаков в событиях "Русской весны" были не такой уж безобидной темой для моего собеседника. В дни противостояния на Майдане и сразу после казак Валерий Рубан выступал отнюдь не на стороне "Революции достоинства".
В комментариях СМИ он называл Майдан "бандой" и "боевиками", на которых потратила сотни миллионов гривен "одна западная страна" – Америка то есть. И допускал, что "эта орда" двинется на Харьков.
"…Они сидят на деньги одной западной страны, которая их кормит, которая их получает – сотни миллионов же гривен были потрачены на то, чтобы одеть, вооружить эту банду. И если спонсоры скажут вперед, мы не исключаем возможности, что это орда двинется и на нас", – говорил Валерий Рубан в сюжете канала "АТН" 31 января 2014 года.
Впечатляет его объяснение Майдана разрухой и безработицей на Западной Украине.
"…на западной Украине полтора миллиона уехало (на заработки в Европу – Ред.), причем миллион из них женщин. И поэтому оставшиеся без жен мужики, без работы и пошли в боевики, и пошли разорять и жечь Киев!" – объяснял природу Майдана глава харьковского реестрового казачества.
То есть это один из людей, публично через СМИ нагнетавших истерию про "40 автобусов бандеровцев", которые по слухам "приедут и устроят террор в Харькове".
"Возглавить и развалить изнутри"
Как же так получилось, что донские и кубанские казачьи формирования в России оказались боеспособными формированиями, которые приняли участие и в крымской "Русской весне", и в боях в Донбассе, а украинские казаки остались лишь в строчке гимна – "і покажем, що ми браття, козацького роду"?
Многие украинские патриоты объясняют это работой советских и российских спецслужб. Один из людей, с которыми мы говорили в поисках ответа – руководитель программы козацко-рыцарского воспитания детей и полодежи "Гайдамацька Січ" Вадим Киров:
– Когда началась борьба всех стран, входивших в Советский Союз, за независимость в конце 80-х — начале 90-х, в Украине вспомнили про козацтво. Что сделало КГБ, чтобы уничтожить движение? Его надо было возглавить и потом развалить изнутри. Они так и сделали. Военные отставники, гэбэшники, милиционеры – те, кто боролись с любыми национальными всплесками в Украине, возглавили сотни казацких организаций.
Свою организацию в 2005 году инициативная группа во главе с Вадимом Кировым и Сергеем Гуцалюком регистрировала под названием "Чорноморське гайдамацьке з’єднання", избегая слова "казацкое", потому "от шароварщины уже тошнило". Тем не менее на мероприятиях, куда собирали украинские казачества, довелось бывать не раз.
– Мы, "Чорноморське гайдамацьке з’єднання", гоняли браконьеров, сотрудничали с нашими историками, финансировали выпуск научно-популярных работ – "Одеса козацька", "Чорноморська минульщина". С этими книгами мы ездили на конференции. Я ряд конференций посетил в Запорожье, – вспоминает Вадим Киров. – Финансировал их в основном бывший регионал Богуслаев ("Мотор-Січ"). Так вот туда просто толпы красавцев таких генералов-ФСБшников приезжали в казацких мундирах – представители российских казачеств. Из Москвы, из Казани, с Дона, с Кубани. Там просто воняло этим гэбэшным всем… Мы показывали зубы, троллили этих российских представителей…
Пропаганда, тщеславие и коммерция
Какие идеи там вкладывали в головы старшинам украинских казачеств? Все те же: что есть "объединенное командование" для всех казачеств, что есть Координационный совет российского, украинского и белорусского (!) казачеств, который находится в России. Что, строго говоря, украинского казачества никогда не существовало. Запорожцы, мол, не причисляли себя к украинской нации.
Подобные тезисы можно увидеть и сейчас у деятелей российских казачеств.
На конференциях же в Украине все это двигалось не только с трибун, но и в неформальной обстановке, под хмельком – прямиком на подкорку. А затем впитанные (и впитые) идеи развозились по регионам.
Второе, что служило "развалу изнутри", – это самолюбование. Самодостаточность формы, доступность "орденов" и прочих "наград" за скромное, как правило, вознаграждение. Форма и грудь в орденах делала казака солидным и как бы заслуженным. Реальных дел, по большому счету, и не нужно было.
В некоторых регионах казацкие организации превратились в полулегальные бизнес-структуры, которые через личные контакты с чиновниками "помогали" получать земельные участки. Это практиковалось в Донецкой и Луганской областях, в Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской…
Через контакты с милицией, с разрешительной системой "помогали" в оформлении охотничьего оружия. Создавая фиктивные общественные формирования по охране порядка и государственной границы, "помогали" в оформлении травматического оружия.
Были и другие виды "казачьего" бизнеса.
Один из них засветили в январе этого года журналисты телепрограммы "Наші гроші". Фирма, учрежденная Украинским реестровым казачеством, торговала углем марки "антрацит", который добывается исключительно на неподконтрольных Украине территориях Донбасса.
Вот и ответы, почему не появилось добровольческих казачьих батальонов, несмотря на десятки тысяч "казаков". Вот почему на Майдане "Казацкий редут" был из молодежи и редких дедов, которых еще в советские времена "прессовали" за национализм.