наверх
15.11.201800:42
Курсы валют НБУ
  • USD27.84- 0.08
  • EUR31.45+ 0.01

Умирающий "Южмаш": работа 1 раз в неделю, "чтобы люди не разбежались"

Экономический кризис (833)

(обновлено: )14413324
Руководство днепропетровского "Южмаша" надеется найти новые заказы, а работникам приказано держать рот на замке и не общаться с прессой - "чтобы не потерять контракты, находящиеся в стадии подписания".

Николай Трухин, РИА Новости Украина, Днепропетровск

Как сообщил лидер независимого профсоюза завода Евгений Деркач, с 1 октября работников "Южмаша" перевели на однодневный режим работы.

"Просто чтобы не разбежались", — поясняет профсоюзный лидер, и добавляет: долг по заработной плате перед заводчанами — почти 80 млн гривен.

"В последний раз люди получили зарплату за май, это всего лишь 23% от общей суммы задолженности. Руководство завода настаивает на том, что расплатится с нами, но лишь тогда, когда предприятие получит новые заказы. Мы же хотим получить свои деньги сейчас", — настаивает Деркач.

Нечем платить за детей-школьников

Солидарны с Деркачом работники завода.

"У меня дочка пошла в первый класс. Почти каждый день, помимо карманных денег на питание, нужно сдать в фонд класса, школы. А где мне брать эти деньги, если дочку воспитываю сама?", — задает риторический вопрос 28-летняя Алина.

По словам женщины, предприятие давно в агонии, и никто не спешит его спасать.

"В феврале этого года, когда нашему терпению пришел край, мы вышли под обладминистрацию, убедили чиновников поехать в Киев, в Кабмин, в Космическое агентство. И тогда удалось получить часть заработанных денег", — говорит заводчанин Дмитрий.

По его словам, никакие приказы администрации не заставят его коллег по предприятию молчать.

"Не хотят портить репутацию предприятия, так пусть по-человечески к людям относятся. А так… "Южмаш", который когда-то наводил ужас на наших врагов, сегодня в агонии. Я бы даже сказал, скорее, мертв, чем жив", — вздыхает рабочий.

"Разорваны международные связи"

По информации помощника генерального директора ГПО "Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова" Владимира Ткаченко, последние заказы предприятие отгрузило еще в начале 2014 года. После этого ситуация на заводе стала критической.

Ткаченко с сожалением отмечает, что выручка предприятия упала на 80%.

"Разорваны международные связи, из-за чего мы не можем участвовать в таких программах, как "Морской старт" и "Наземный старт". С предприятия уходят лучшие специалисты", — подчеркнул помощник генерального директора.

1 октября, инициативная группа работников завода встретилась с представителями облгосадминистрации. Но конкретного результата нет. Завод напрямую подчинен Государственному космическому агентству Украины, и местная власть не может повлиять на ситуацию.

По мнению главы днепропетровского облсовета Евгения Удода, который в феврале ездил в Киев, для решения южмашевской проблемы на предприятии нужно сделать полный и независимый аудит, после чего, на основе полученных данных, — разработать стратегию развития и начать поиск долгосрочных контрактов.

Параллельно завод должен рассчитаться с людьми по зарплатным долгам.

"Южмаш" - не только наш. Украина может потерять одну из единственных отраслей, которой все еще можно гордиться. Поэтому и прилагаем коллективные усилия для спасения предприятия", — отметил Удод.

Проблема всей страны

Предприятие медленно умирает. Тем не менее, на сайте завода в разделе "Южмаш" сегодня" висит информация о том, что "завод обладает большими преимуществами перед другими предприятиями".

В частности, он имеет мощный производственный потенциал, обладает уникальными и современными технологиями, а также квалифицированными кадрами по основным направлениям производства.

Справедливости ради, стоит отметить, что официальная страничка завода в интернете не обновлялась, как минимум, с июня текущего года. Последняя новость — об успешном запуске ракеты-носителя "Вега" с южмашевским двигателем — размещена на сайте 23 июня 2015 года.

Также на сайте "Южмаша" удалось найти любопытную информацию, датированную еще январем 2015 года, объясняющую видимую сторону кризиса на предприятии.

"Ситуация на "Южмаше" тесно связана и во многом обусловлена ситуацией в стране. Непредсказуемый и внезапный разрыв устоявшихся хозяйственных связей с крупнейшим внешнеэкономическим партнером Украины обусловил катастрофическое падение объемов производства, которое в машиностроительном секторе составило, в среднем, более 20%. Особенный урон понесли предприятия, большую часть портфеля заказов которых обеспечивали российские заказчики. Такие заводы, как Днепропетровский вагоноремонтный и Днепропетровский агрегатный практически парализованы. Пострадал и "Южмаш", - говорится в сообщении.

 

Еще можно спасти

По информации сайта, в результате последовательного сокращения объемов производства поступления денежных средств снизились более чем в 4 раза, с почти 2 млрд грн в 2011 году до 450 млн грн в 2014 году.

При этом, по договорам с Россией сокращение составило более чем в 60 раз, соответственно с 1,7 млрд до 28 млн грн.

Для того, чтобы запустить предприятие, необходимо, по данным самого "Южмаша", порядка 2,5 млн гривен. Из них почти 1 млн у завода как бы есть — на такую сумму "Южмаш" заключил контракты в 2015 году.

Читайте также: Что будет с инфляцией и насколько упадет экономика. Мнение экономиста

Руководство предприятия говорит о нуждах государственных гарантий в размере 2,1 млрд гривен для реализации инвестиционных проектов по производству РКТ, шасси и тракторов, а также — гарантированный ежегодный госзаказ на уровне не менее 1 млрд гривен.

Самое читаемое
    Темы дня