наверх
22.09.202004:13
Курсы валют НБУ
  • USD28.20+ 0.03
  • EUR33.20- 0.15

Вилкул и Корбан. Битва за СМИ в Днепропетровске

(обновлено: )12310154
Борьба за умы и сердца избирателей на предстоящих уже этой осенью местных выборах на Днепропетровщине началась задолго до объявления самых выборов. Главные действующие лица – все те же.

Николай Трухин, РИА Новости Украина, Днепропетровск

Два крупнейших политических игрока региона – "Оппозиционный блок" и, условно, группа "Приват" – сцепились не на жизнь, а на смерть. Ставки высоки: результаты последних внеочередных парламентских выборов, когда лидерство на Днепропетровщине получила оппозиция, повергли их визави в шок. 

Еще бы: команда Коломойского дневала и ночевала то в кабинетах облгосадминистрации, то на передовой, и все, чтобы, по их мнению, не допустить разгула сепаратизма, бандитизма и терроризма в регионе, а избиратели – те самые, ради которых Коломойский и Ко отвоевывали мир – отдали предпочтение "Оппозиционному блоку".

Нынешние выборы в местные советы – Рубикон, прежде всего, для команды, которую представляют нардеп Борис Филатов и экс-заместитель губернатора Днепропетровщины Геннадий Корбан.

Если они проиграют битву – проиграют войну, и, понимая это, "приватовцы" уже сейчас начали сражение за информационную сферу.  

Как скупают СМИ

Нашему корреспонденту от источников в различных днепропетровских СМИ стало известно о том, что люди Филатова и Корбана провели переговоры практически со всеми ключевыми региональными медиа. Суть переговоров –  получить гегемонию в информационном пространстве. 

"Они предложили очень приличные деньги за то, чтобы рекламы их оппонентов – команды Александра Вилкула, – у нас не было. Предложение было очень заманчивым, скажу откровенно, но мы отказались. Отказались, потому что уважаем своих читателей, которые должны получать всестороннюю информацию. При этом мы не отказали ходокам. Они могут размещаться у нас на равных со всеми условиях. Наше главное условие – отсутствие "чернухи" в их материалах", – рассказал руководитель одного из днепропетровских медиа. 

Информацию подтвердил и редактор другого интернет-ресурса. По его словам, у Филатова и Корбана не так уж много подконтрольных им СМИ, через которые можно "мочить" конкурентов, поэтому они и прибегли к схеме покупки нелояльных к ним медиа. 

"34-ый канал": удержать свою картинку 

Наш корреспондент проанализировал медиа-рынок Днепропетровщины, чтобы понять, какие СМИ и на кого могут потенциально работать в "битве гигантов" на предстоящих осенью местных выборах. 

Один из наиболее серьезных медиа-ресурсов региона – "34-й телеканал" – входит в сферу влияния Рината Ахметова. С недавних пор канал является частью медиа-холдинга, в который, среди прочего, входят ТРК "Украина" и газета "Сегодня"

На последних парламентских выборах "34-ка" оказалась в эпицентре громкого медиа-скандала: за несколько дней до дня выборов в эфир вдруг вторглась "картинка" их конкурента – "9-го телеканала", который принадлежит группе "Приват". 

Тогда медиа-менеджеры Коломойского объяснили казус неисправностью на передающем центре, а виновных так и не нашли, хотя было понятно: налицо грубое вмешательство в вещание канала. 

Сейчас в процессе рассмотрения находится вопрос о возвращении "34-го телеканала" в собственность общины Днепропетровска, как это было в начале истории городской телестудии. 

Канал Майдана в Днепропетровске 

Принадлежащий "приватовцам" "9-й телеканал" – своеобразный противовес "34-му". Впрочем, "Девятка", в отличие от конкурентов, почти не производит собственного контента, в то время как "34-й канал" практически каждые выходные проводит многочасовые марафоны прямого эфира, причем вещание ведут прямо с улиц Днепропетровска.  

Имея 2 часа собственного времени, "9-й канал" является круглосуточным транслятором центральной "Двойки", следовательно, набирает рейтинг за счет футбола, фильмов и программ киевского вещателя. 

Собственные новости здесь подаются довольно взвешенно и разнопланово.

Справедливости ради, стоит отметить, что во время Майдана "9-й канал" использовал по полной интерактивное общение со зрителями и "стримил" с места событий. Картинка была, конечно, далеко не профессиональной, зато у зрителей была возможность следить в прямом эфире за событиями на днепропетровском Майдане. 

Отметим также, что гостями канала в это время были, в основном, активисты Майдана и политики, поддерживающие революционные настроения. Оппонентам доступ на канал по понятным причинам был закрыт. 

Байкерство сближает конкурентов 

Еще один телеканал – "11-й", входит в сферу влияния Виктора Пинчука, но, кроме локальных политических и социальных ток-шоу, яркого собственного продукта не выпускает. На выборах в парламент 2012 и 2014 годов канал активно навязывал зрителю кандидата в народные депутаты Якова Безбаха, который долгое время был помощником Пинчука. 

"Парламентский забег" оказался успешным – Безбах стал депутатом. 

Канал же в период двух парламентских кампаний предоставлял место в эфире всем кандидатам – кроме прямых оппонентов Безбаха. 

Областное телевидение (или "51-й канал") вещает на всю область, что делает его очень привлекательным медиа-ресурсом как для "Оппозиционного блока", так и для людей Филатова-Корбана. 

Интересная деталь: генеральный директор Днепропетровской государственной областной телерадиокомпании Валентин Чангли является одновременно близким другом одного из лидеров "Оппозиционного блока" Александра Вилкула и нынешнего народного депутата Украины Бориса Филатова. Точки соприкосновения – байкерская тусовка. 

Когда при власти в области был Вилкул, областное телевидение полностью работало на него. Власть поменялось, и региональный вещатель с таким же рвением начал работать на конкурентов – команду Коломойского. 

Самым маленьким же как по аудитории, так и по влиянию на общественно-политическую картину жизни Днепропетровска является "27-й канал" ("ТРК "Содружество"), основатель которого – ректор Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля Борис Холод.

Чудесное превращение

Настоящей загадкой в эфире Днепропетровской и еще четырех областей является ТРК "Регион", хотя бы потому, что юридический адрес вещателя находится в райцентре Синельниково, а основателем телерадиокомпании значится Денис Нетахата

Впрочем, бывший генеральный директор уже не имеет к ООО "ТРК Регион" никакого отношения.

Волшебное превращение "золушки" из райцентра в мощную телерадиокомпанию с 24-часовым вещанием, офисом в центре Днепропетровска, лицензиями на вещание в кабельных сетях Днепропетровска, Харькова, Киева и других городов началось в июле 2013 года, когда коллектив возглавили ветераны днепропетровского телевизионного цеха Анастасия Староскольцева (исполнительный директор) и Владимир Федоров (генеральный продюсер). 

Заявление новых владельцев о переоформлении лицензии Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания удовлетворил 10 июля 2013-го, а уже к концу года "Регион" появился в кабельных сетях крупных городов.

ТРК "Регион", пожалуй, единственный из электронных СМИ Днепропетровщины предоставлял эфир всем без исключения политическим силам и лидерам общественного мнения. 

Генеральный продюсер Владимир Федоров позиционирует ТРК "Регион" как "информационно-развлекательный канал для всей семьи, первый в Украине канал, где нет насилия, ужасов, криминала, ненависти и жестокости".

"Мы исповедуем принцип объективно и свободной журналистики. Поэтому всегда приглашали в свои эфиры гостей с разными взглядами", – подчеркивает он. 

Сумрачное настоящее газет

Печатные СМИ Днепропетровщины представлены несколькими изданиями, которые, несмотря на попытки учредителей реанимировать их, практически умирают. 

Газета "Наше мiсто" была основана еще в начале 90-х. Все это время ее возглавлял авторитетный журналист и редактор Николай Кравчук. Но "убили" издание отсутствие должного финансирования (нечем было платить за бумагу, а зарплаты выплачивались с задержкой) и парламентская кампания 2012 года. 

Тогда ряд влиятельных регионалов, пользуясь своими связями с власть имущими и спецслужбами, практически не платили газете за размещение своей политической агитации, в то время как оппонентов Партии Регионов  на страницы газеты не пускали. 

Та же ситуация была и с областными изданиями "Вести Приднепровья" и "Зоря". Учредителями первой выступает облгосадминистрация, второй – облсовета. Финансирование изданий в 2012 году было значительно увеличено с прицелом на парламентские выборы. Команда Коломойского хоть и задекларировала, сразу же после своего воцарения в области, что не будет платить СМИ за пиар своей деятельности, выделила из бюджета региона несколько миллионов гривен на "Вести Приднепровья". 

То же самое сделал и облсовет, большинство в котором до сих пор имеют экс-регионалы. 

Ветераны и новые звезды

Газета "Днепр вечерний" сейчас – не в лучшей своей форме. Прежних тиражей – до 350 тысяч экземпляров ежедневно – ей вряд ли удастся достичь в ближайшее время. К слову, газета принадлежит экс-народному депутату от БЮТ Михаилу Соколову

Газета "Лица" с самого основания своего позиционирует себя как абсолютно незаангажированное медиа. В то же время, по словам днепропетровских экспертов, журналисты издания живут за счет грантов или отрабатывают – за очень хорошие деньги – чьи-то заказы. 

С недавнего времени "Лица" перешли исключительно в интернет-формат. 

Видела лучшие времена и газета "Горожанин", редактором которой является известный журналист Виталий Теплов. Острое перо самого Теплова, а также молодых авторов, среди которых следует выделить Ольгу Юдину, известную украинской общественности за публикациями на сайте "Фраза", которое не дает спать городским и областным чиновникам, продолжает хлестко бить по нынешней власти. И хотя сторонником Януковича Теплов никогда не был, нынешние руководители области, да и всей Украины, доброго слова от него вряд ли дождутся. 

Владельцем газеты местные эксперты называют сына главного коммуниста Украины Петра Симоненко Андрея. 

Лидеры и "темные лошадки"

Гораздо острее и ярче конкуренция в сфере интернет-сми: лидером по длине сетевой жизни и посещаемости является gorod.dp.ua. На сегодняшний день контроль над ресурсом имеет "Оппозиционный блок". 

По нашим данным, попыток договориться с "Городом" команда Филатова-Корбана даже не предпринимала, зато получила лояльность другого серьезного информационного интернет-ресурса – "Мост-Днепр". Судя по обилию политической рекламы Бориса Филатова, ресурс, который ранее был очень близок к экс-губернатору Александру Вилкулу, сейчас явно симпатизирует его конкуренту. 

Второй по посещаемости интернет-ресурс региона – сайт 056.ua. В период парламентской компании 2014 года наибольший процент политической рекламы здесь заказывал "Оппозиционный блок". Хотя, по словам редактора сайта, предложения по размещению на сайте были сделаны всем политическим силам в регионе. 

К сфере влияния группы "Приват" условно можно отнести и сайт "Днепроград", основал который нынешний народный депутат Украины Андрей Денисенко

Ресурс откровенно "мочит" экс-регионалов и пиарит людей Коломойского. 

Интереснее ситуация с сайтом "Днепропетровская панорама". Узнать, кто же является его основателем и учредителем было непросто не только нашему корреспонденту, но даже сотрудникам правоохранительных органов. 

В итоге, выяснилось, что учредителем является известный в прошлом медиа-менеджер Владимир Дубинский. Судя по контенту, издание поддерживает команду Коломойского. 

Битва только начинается

Если подводить некий итог анализа, можно отметить, что обе политические силы –  и "Оппозиционный блок", и команда "Приват" – имеют в регионе, как минимум, по одному большому и авторитетному телеканалу и по одному интернет-изданию, но подобная ситуация не совсем устраивает менеджеров этих политсил. 

Пока одни пытаются перекупить медиа, вторые заказывают в них политическую рекламу: пакетно, с перспективой… 

К слову, в последнее время у "ОБ" возникли очень серьезные проблемы с размещением наружной рекламы в Днепропетровске. Борды, принадлежащие подконтрольным оппозиции рекламным агентствам, массово срезают, объясняя это необходимостью наведения порядка на рынке наружной рекламы в Днепропетровске. 

В подконтрольных же группе "Приват" рекламных агентствах – негласная установка: не принимать к размещению заказы от политических конкурентов. 

Очевидно, что ближе к выборам противостояние двух крупных политических игроков только усилится. Но вот выиграют ли от этого медиа? 

Самое читаемое
    Темы дня