наверх
19.04.202415:54
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кличко поймал вора. Украдено более 3 млрд грн, но вину еще надо доказать

(обновлено: )177220
Проведенный киевскими властями аудит выявил, что за 11 лет на коммунальном предприятии "Киевпастранс" было украдено более 3 миллиардов гривен.

Глеб Суровягин, РИА Новости Украина

Как заявил во время пресс-конференции, специально проведенной на территории автобусного парка мэр Киева Виталий Кличко, городская власть перекрыла эти коррупционные схемы.

"Мы тщательно проверили деятельность предприятия, которое должно было управлять большим транспортным хозяйством столицы. Проверяли долго, чтобы собрать такие факты, которые не позволят виновникам этого беспредела выкрутиться и избежать ответственности. Мы приняли предприятие с огромными долгами: 1 миллиард 320 миллионов гривен долга, включая 120 миллионов долга по зарплате. Это — официальный долг. Вы спросите: куда делись все эти деньги? "Киевпастранс" — крупнейшее предприятие в столице — грабили годами", — сообщил собравшимся журналистам Кличко.

Мэр отметил, что на эти деньги — 3 млрд грн, которых лишился Киев, — можно было бы купить для города, например, 330 новых троллейбусов или заменить весь парк трамваев столицы (250 единиц), или построить 5 новых станций метрополитена.

"Косвенный ущерб для предприятия — еще больший. Ведь когда украли деньги и не купили деталь для автобуса за 100 гривен, то потом город вынужден менять двигатель за 100 тысяч. Этот убыток даже намного больше украденных денег", — подчеркнул Кличко.

Тут же мэр передал заместителю начальника столичной милиции, также присутствующему на пресс-конференции кипу бумаг с результатами аудита и проверок Контрольно-ревизионного управления. Сделано это было публично показательно и не случайно.

"Я передал эти документы, отчитываясь перед обществом. Мы знаем фамилии тех людей, которые принимали участие в мошеннических схемах. Пусть милиция расследует", — отметил Кличко.

В свою очередь, генеральный директор КП Сергей Майзель, который возглавляет предприятие с середины августа 2014 года, заявил, что в данный момент "Киевпасстранс" является образцом коррупции.

"Киевпасстранс" должен быть образцом, но сейчас предприятие — это только образец коррупции. Когда мы начали проводить аудиты, то пришли в ужас. Кредиторские задолженности составляют свыше одного миллиарда гривен. 20 лет не делались ремонты, без изменений инфраструктура. У нас самая большая в мире контактная троллейбусная сеть, но во что это превращается?! Почти 2 миллиарда разворовали на закупках горюче-смазочных материалов", — рассказал Майзель.

При этом он пообещал, что в коммунальном предприятии не будет коррупции.

За два последних года на "Киевпасстрансе" украдено 34,2 млн грн

За несколько дней до пресс-конференции Кличко были обнародованы результаты проверки деятельности КП "Киевпастранс" за 2012-2014 годы Государственной финансовой инспекции. ГФИ обнаружила финансовые нарушения и недостачу на сумму 34,2 млн грн.

Проверка показала, что "Киевпастранс", имея значительные убытки (чистый убыток в 2012 году — 239,64 млн грн, в 2013 году — 369,46 млн грн), без разрешения тратил деньги на закупки, принимал от поставщиков оборудование без надлежащей документации, а также переплачивал за ремонтные работы.

Также КП расходовал средства на консультационные, юридические, информационные, консалтинговые и рекламные услуги, не предусмотренные финансовыми планами. Всего на это потрачено 478,8 тыс грн. Без разрешительных документов предприятие потратило 10,28 млн грн на оборудование, программное обеспечение и пусконаладочные работы в рамках проекта сооружения городской электрички.

Закупка оборудования предприятием также вызвала массу вопросов: в 2011 году предприятие приобрело у ООО "Укрспецеко" турникеты на 5,74 млн грн, оборудование было поставлено, однако с документацией, заверенной другой фирмой, что ставит под сомнение его качество. Также, закупив турникеты на 25,33 млн грн, предприятие передало на баланс службе организации сбора и учетной выручки оборудования только на 18,25 млн грн. То есть еще 7,08 млн грн "испарились".

Кроме того "Киевпасстранс" переплатил 2,20 млн грн за поставку трамвайных вагонов, а также 2,78 млн грн за ремонт: его проводили из комплектующих, которые возникли в результате разборки закупленных в Чехии применяемых вагонов. Также предприятие не выплачивало в бюджет Киева поступления от аренды имущества — в целом он должен городу 11,96 млн грн.

Безубыточность только через три года

Как ранее утверждал директор "Киевпастранса" Сергей Майзель, на протяжении 20 лет не обновлялся подвижной состав и не развивалась инфраструктура вверенного ему предприятия. Всего "Киевпасстранс" насчитывает 2 250 единиц подвижного состава, 40% из них требуют незамедлительного капитального ремонта. Кроме того, 80% материально-технической базы предприятия находится в непригодном состоянии.

В то же время, городские власти обещают не допустить дальнейшей задолженности по выплате зарплат работникам "Киевпасстранса", поддерживать материально-техническую базу предприятия и до конца 2015 года приобрести 70 новых троллейбусов.

По мнению директора департамента финансов Киевской городской государственной администрации Владимира Репика, "Киевпастранс" сможет выйти на уровень безубыточности в течение 2-3 лет.

"Задача минимум — вывести два предприятия (метрополитен и КП "Киевпастранс" – Авт.) в точку безубыточности, хотя бы по социальным позициям. Задача максимум на ближайшую перспективу 2-3 года — перестать дотировать эти предприятия. По метрополитену эта задача достигаемая в ближайшей перспективе, в текущем году, по "Киевпастрансу" ситуация намного хуже, это, скорее всего, перспектива ближайших 2-3 лет", — считает Репик.

Воровали меньше, чем недополучали за льготников

В феврале 2014 года столичные  власти вдвое подняли цены на проезд в общественном транспорте. "Киевпастранс" объяснил повышение тарифов убытками в размере 344 миллионов гривен в 2014 году.

"Наша задача вернуть деньги и сделать так, чтобы транспорт функционировал. Правительство не компенсирует проезд льготников и власть берет на себя обязательства, чтобы социально незащищенные люди легче справлялись с нагрузками", — отметил Кличко во время пресс-конференции.

По мнению директора аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александра Сергиенко, главная причина убыточности "Киевпасстранса" заключается не в финансовых злоупотреблениях, а именно в огромном количестве льготников, за перевозку которых Киев из года в год недополучает компенсацию из государственного бюджета.

"Рост тарифов связан не с хищениями в "Киевпасстрансе", а совсем с другими факторами. Например, из всего количества пассажиров, перевезенных метрополитеном, каждый третий – льготник. Проезд льготников должен погашаться из госбюджета и местного бюджета. И если за счет местного бюджета перевозится только две категории льготников, то за счет госказны – 30 категорий. "Киевпасстранс" и Киевский метрополитен систематически терпели убытки из-за недополучения средств из государственного бюджета. В то же время стоимость энергоносителей и комплектующих постоянно растет. Что же касается схем воровства средств в "Киевпасстрансе", то это все составляющие той коррупционной страны, в которую, я надеюсь, мы никогда не вернемся", — сказал Сергиенко.

Самое читаемое
    Темы дня