наверх
18.04.202421:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Южмаш". Гордость страны с протянутой рукой

Ситуация в экономике Украины (368)

(обновлено: )278593
Работникам днепропетровского "Южмаша" пообещали погасить задолженность по зарплате. Но перспективы предприятия по-прежнему туманны.

Николай Трухин, РИА Новости Украина, Днепропетровск 

На минувшей неделе украинский Кабмин принял решение о выделении 300 миллионов гривен для разрешения кризисной ситуации на днепропетровском заводе "Южмаш".

На Южмаше

Этого хватит, чтобы погасить практически полугодовые долги по зарплате — 100 миллионов гривен – а также регулярно оплачивать труд пятитысячного коллектива еще несколько месяцев.

Работники завода с июля 2014 года зарплату в полном объеме не получали. А последние три месяца находятся в вынужденных отпусках до 2 марта.

Впрочем, денег, выделенных Кабмином, заводчане до сих пор так и не увидели. Кроме того, непонятно, что будет, когда закончатся эти 300 миллионов. 

Подарок к 8 Марта 

В минувшую среду заводчане снова вышли на митинг к Днепропетровской обладминистрации.  

Формально областные власти не могут вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность космического гиганта. Но ситуация на "Южмаше" критическая. 

Председатель Днепропетровского облсовета Евгений Удод на прошлой неделе встречался с главой Государственного космического агентства Украины Олегом Уруским, которого настоятельно попросил поднять на Кабмине вопрос зарплат "южмашевцев".

Первый заместитель губернатора Днепропетровской области Виктор Сергеев рассказал заводчанам, как будут распределяться выделенные правительством 300 миллионов.

"Это первоочередный шаг, который позволит 100% закрыть задолженность по зарплате и даже перекрыть часть долга по электричеству. По оценке руководства "Южмаша", на выплату долгов по зарплате уйдет неделя-две. До праздников, до 8 марта, задолженность полностью погасят", — сказал Сергеев.

Но рабочих такая перспектива не сильно радует.

"Обещают с нами рассчитаться до 8 марта. Но как эти две недели прожить вообще без денег при нынешних, почти космических, ценах — я не знаю", — рассказала одна из участниц митинга.  

Руководство "Южмаша" с рабочими встречаться не спешит. А представители официального профсоюза предприятия на митинг не явились.

"Их нет с нами. Они самоустранились от решения наших проблем, потому что у самих все хорошо, и они не хотят ссориться с заводским начальством", — рассказал председатель независимого профсоюза "Южмаша" Евгений Деркач

Несколько дней назад после очередного митинга его избили неизвестные. "Не помню, как все происходило, но, по словам очевидцев, на меня напали несколько неизвестных и избили", - сказал Деркач. Он считает, что его "заказало" руководство завода.

Слабые надежды 

Производственный потенциал "Южмаша" достаточно велик. Помимо ракет завод выпускал автомобили – собственно, во времена СССР автомобильное производство было прикрытием для главной  - стратегической — продукции. 

Однако после развала Союза именно автопроизводство спасло завод от гибели. Здесь запустили серийный выпуск современных тракторов и троллейбусов.

Сейчас "Южмаш" в кооперации со смежниками может производить военную технику, в которой нуждается украинская армия. Например, бронемашины разведки.

На Южмаше

Себестоимость одной такой машины на октябрь 2014 года составляла 700 тысяч гривен. Развернуть серийное производство можно было бы достаточно быстро, утверждают разработчики. Еще один вариант — легкомоторные самолеты, управлять которыми могут даже дети. 

В октябре прошлого года президент Украины Петр Порошенко во время посещения завода пообещал "Южмашу" госзаказ. Но его все нет. 

Сейчас на заводе могут начать производить оборудование для компании ДТЭК — ранее оно делалось на Донбассе, но в связи с боевыми действиями, тамошние предприятия не работают.

Также для спасения предприятия рассматривают вариант объединения "Южмаша" с конструкторским бюро "Южное" в одну структуру.

Дела у конструкторов идут лучше, чем у заводчан. Они получают заказы на создание космической техники из Европы, Азии и Южной Америки. Зарплаты здесь выплачиваются стабильно. И они выше, чем на заводе.

А пока,  главная забота заводчан – дотянуть до 8 марта, когда должны выплатить хоть какие-то деньги. 

Самое читаемое
    Темы дня