наверх
24.04.202412:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Закон о люстрации: вопросов больше, чем ответов

(обновлено: )460
Депутаты Верховной Рады, входящие в рабочую группу по доработке закона о люстрации ко второму чтению, планировали 26 августа поставить точку в этом деле, чтобы принять его в целом на пленарной неделе 2-5 сентября.

Елена Дудко, РИА Новости Украина

Депутаты Верховной Рады, входящие в рабочую группу по доработке закона о люстрации ко второму чтению, планировали 26 августа поставить точку в этом деле, чтобы принять его в целом на пленарной неделе 2-5 сентября. Напомним, что 14 августа 2014 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект об очищении власти. 

Однако более половины депутатов, входящих в рабочую группу, на заседание во вторник вообще не явились – не было представителей Партии регионов и "Свободы". Их места в зале заняли представители общественных организаций, которые раскритиковали нынешний проект документа.

Эксперты критикуют закон 

Руководитель пресс-службы фонда "Открытый диалог" в Украине Андрей Шумский рассказал, что к обсуждению законопроекта подключились не только отечественные эксперты, но также и зарубежные. 

"Мы перевели закон на восемь иностранных языков и разослали для анализа европейским организациям по всей Европе. Эксперты одобряют, что после первого чтения в законе отказались от применения спорного метода полиграфа и добавили возможность обжалования результатов проверки. Однако много замечаний еще осталось. Во-первых, это касается возможности очень глубокой проверки членов семей. Столь глубокая проверка, как предлагается в законе, обоснована только при приеме на работу в спецслужбы. Во-вторых, для проверки необходимо проанализировать архивы, большие объемы информации, и поэтому реальными сроками для проверки мы рекомендуем считать от четырех до шести месяцев. В-третьих, лицо, которое проверяют, должно иметь возможность апелляции в суд в случае негативных результатов проверки. Поэтому предлагаем создать и уполномочить специальный люстрационный трибунал, в который войдут судьи, которые будут заниматься исключительно этими вопросами", — сказал Шумский.

Читайте также на сайте: Нардепы приняли в первом чтении проект закона о люстрации

Представитель организации "Демократический альянс" Максим Черкасенко указал на то, что авторы законопроекта проигнорировали пожелания Парламентской Ассамблеи Совета Европы. 

"Мы с рабочей группой экспертов предложили поправки к закону об очищении власти и считаем этот закон таким, который еще требует существенных изменений. Главное замечание у экспертов – это отсутствие в этом законопроекте органа, который должен осуществлять люстрацию. Обязанность по осуществлению проверки возлагается на руководителей всех государственных органов, работники которых подвергаются люстрации. Фактически, они дублируют те проверки, которые уже показали свою неэффективность. Мы в этом проекте не видим целостного понятного механизма для осуществления проверки. Создание специального органа не предполагается, а необходимость его создания и работы предусматривается в рекомендациях Парламентской Ассамблеи Совета Европы. ПАСЕ требует четко в законе выписать создание такого органа, круг лиц, которые должны туда выбираться, критерии их работы, порядок принятия решений и так далее", — отметил Черкасенко.

Также, по его словам, в предлагаемойредакции не предусмотрен прозрачный механизм люстрации. 

"Люстрацию предлагается проводить на основе заполненной люстрационной декларации и ее дальнейшей проверки. Но в качестве субъектов люстрации предполагается слишком большой круг лиц. Его надо было бы ограничить одной-тремя категориями государственных служащих, не распространяя на огромную армию госслужащих. С точки зрения реальности, абсолютно всех проверить кажется не очень реалистичным", — считает Черкасенко.

Он подчеркнул, что в законе депутаты забыли выписать механизм люстрации за совершение коррупционных действий. "Одним из критериев для люстрации предусмотрена экономическая люстрация, то есть по принципу осуществления коррупционных действий. Но это кажется более декларативным критерием, поскольку реального механизма для этого также не предусмотрено. А многие эксперты, ознакомившись с законом, указывают, что им нарушается право на частную жизнь, гарантированное Конституцией Украины", — отметил Черкасенко.

Среди этих экспертов — представитель Харьковской люстрационной палаты Федор Вениславский

"В этом законопроекте множество недостатков с точки зрения соответствия его Конституции Украины. У меня нет сомнений как у специалиста в области конституционного права, что в случае принятия такого закона в такой редакции над ним будет постоянно висеть меч Конституционного суда. В случае обращения в Конституционный суд любым субъектом, который имеет такое право, Конституционный суд не будет иметь аргументов для того, чтобы признать закон отвечающим Конституции. В данном законопроекте сужаются конституционные права и свободы. Поэтому Конституционный суд не будет иметь альтернативы и вынужден будет признать этот законопроект неконституционным", — объяснил Вениславский.

В качестве примера он привел положения Конституции Украины о том, что чиновника нельзя подвергать проверке только потому, что он занимал должность в определенный период времени. "Это нарушает принципы презумпции невиновности", — пояснил правозащитник.

Закон о люстрации как последняя надежда

Впрочем, представители Майдана воспринимают закон о люстрации чуть ли не как последнюю надежду на справедливость. 

Адвокат пострадавших во время "евромайдана" Татьяна Козаченко в ходе заседания рабочей группы отметила, что за последние полгода в Украине никаких перемен к лучшему так и не произошло. Она высказала надежду, что хотя бы закон о люстрации подтолкнет страну к переменам.

"Я возмущена тем цинизмом, который происходит. Только этот закон принят в первом чтении, и это все. За шесть месяцев в стране ничего не изменилось. Заместитель генерального прокурора 20 раз заказывал себе чартерные рейсы за границу, а чиновники продолжают ездить на "Феррари" в свои кабинеты. Судьи продолжают смеяться нам в лицо, а прокуроры и следователи, которые засуживали ребят с Майдана, продолжают занимать свои должности", — заявила Козаченко, обращаясь к народным депутатам.

"Через сколько времени мы дождемся люстрации? Те же люди сейчас на тех же должностях. Придя сюда сегодня на заседание рабочей группы, я думала, что здесь соберутся профессионалы, которые по каждой статье скажут четко. Но в результате – дискуссии, депутаты живут, будто в мирное время", — закончила свое гневное выступление адвокат. 

Председатель общественного люстрационного комитета Украины Егор Соболев предупредил, что 4 сентября утром под стенами Верховной Рады соберутся общественные активисты, которые будут требовать принятия законопроекта.  

"Люстрация сейчас нужна в Генеральном штабе, в министерстве обороны, СБУ. Ведь без нее сейчас гибнут люди. Парламент вообще не хочет рассматривать этот закон, как и в первом чтении. Сейчас депутаты будут делать все возможное, чтобы до выборов его не рассматривать. Поэтому мы поставили четкое требование: 4 сентября собраться и проголосовать за закон об очищении власти. Мы просим всех граждан 4 сентября с 9 утра прийти под парламент и заставить депутатов проголосовать за люстрацию", — сказал Соболев.

Корреспондент РИА Новости Украина после окончания заседания рабочей группы поинтересовалась у Соболева, могут ли активисты пойти на штурм Рады 4 сентября. "Если у депутатов не хватит совести и желания очистить власть, то 4 сентября нужны будут любые аргументы, чтобы их убедить. Без них мы ничего не сделаем", — ответил он.

Позиция депутатов

Руководитель депутатской группы "Экономические развитие" Анатолий Кинах сказал РИА Новости Украина, что в результате перевыборов он ожидает возвращения в парламент лишь 30% от состава нынешнего депутатского корпуса. Он считает, что избиратели сами смогут люстрировать политиков, против которых боролся Майдан.

Впрочем, Кинах не стал уточнять, поддержит ли его группа предложенную общественными организациями норму, предусматривающую невозможность избираться тем, кто уже занимал ранее должности в высших эшелонах власти.  Напомним, Анатолий Кинах занимал должность премьер-министра Украины в 2001-2002 годах, а также был секретарем СНБО и первым вице-премьером (дважды). 

В проекте закона есть также норма, которая запрещает избираться всем, кто был когда-либо связан с коммунистической партией. Такое предложение партии «Свобода» называют неоднозначным даже соратники из бывшей коалиции.

"Есть очень значительная часть людей, которым сейчас от 50 лет, и которые в значительной степени были задействованы в работе коммунистических, комсомольских органов. Таким образом, мы значительно расширяем круг участников люстрационного процесса. Однако то были другие времена и другая реальность", — отметил соавтор законопроекта, депутат от "Батькивщины" Леонид Емец.

Что касается правоохранителей, причастных к разгону Майдана, то Емец обещает внести поправку, в соответствии с которой силовики смогут избежать наказания —  если они отправятся в зону АТО. "Таким образом будет предоставлен шанс людям, которые сделали ошибку, своей кровью снять с себя это бремя. Общество это признает", — сказал депутат.

Полная неопределенность 

Руководитель рабочей группы и соавтор законопроекта депутат-мажоритарщик Юрий Деревянко после завершения заседания сообщил, что в следующий раз группа соберется после согласительного совета Верховной Рады 1 сентября.

"Мы к этому времени сможем получить и систематизировать все правки. Тогда будет согласованная позиция групп, фракций и соавторов законопроекта", — высказал надежду депутат. Сегодняшнее заседание, на котором общественные организации раскритиковали текст закона, он назвал "возможностью выслушать замечания от общественности". Однако в комментарии РИА Новости Украина он признался, что не уверен, что во время голосования за закон во втором чтении наберется достаточно голосов. Хотя он уверен, что депутаты обязаны принять этот закон.

Депутат от "УДАРа" Оксана Продан отметила, что результаты голосования ее фракции будут зависеть от того, какой будет окончательная редакция закона. 

"Если мы сможем выписать прозрачные нормы, то не будет оснований отказаться от голосования. Главное – чтобы в законе был выписан механизм о том, как будет проводиться люстрация. То есть, кто во время люстрации будет принимать решения и как будут формироваться люстрационные комиссии на региональном уровне. Для этого надо учесть все предложения экспертов", — сказала она в комментарии РИА Новости Украина.

Самое читаемое
    Темы дня