наверх
20.04.202400:51
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Потери РФ от ассоциации Украины и ЕС могут достичь $8 млрд - эксперт

(обновлено: )34201
Реализация соглашения между Украиной и Евросоюзом может нанести общий ущерб экономике РФ в размере 6-8 миллиардов долларов, полагает директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института Андрей Спартак.

МОСКВА, 6 окт — РИА Новости. Верховная рада и Европарламент 16 сентября ратифицировали соглашение об ассоциации, его применение должно начаться 1 ноября 2014 года.

Позже Россия, Украина и ЕС договорились, что имплементация соглашения в части создания зоны свободной торговли будет отложена до 1 января 2016 года. Пока эта договоренность будет соблюдаться, Россия пообещала не вводить меры для защиты своей экономики, включая пошлины на товары из Украины.

В конце августа президент РФ Владимир Путин сообщал, что имплементация соглашения между Украиной и Евросоюзом об ассоциации нанесет экономики РФ ущерб в размере более 100 миллиардов рублей.

"Но, насколько я понимаю, оценка касалась потерь, связанных с тем, что РФ не сможет определенную часть продукции дальше поставлять на Украину из-за возросшей конкуренции со стороны европейских товаров и перехода на иные технические нормы и требования. Но в моем перечислении это только один из блоков вопросов, которые могут генерировать потери для России. Поэтому реальные потери для России от такой агрессивной реализации соглашения могут быть больше — 6-8 миллиардов долларов", — сказал Спартак журналистам.

Как пострадает Россия

По словам спикера, в соглашении об ассоциации между Украиной и Евросоюзом до сих пор присутствуют определенные неясности, однако его реализация в существующем формате окажет негативное воздействие как для экономики самой Украины, так и России.

"По нашим оценкам есть четыре основных фактора, которые буду действовать негативно для России после начала фактической реализации соглашения об ассоциации Украины с ЕС", — сказал Спартак.

Первым фактором он назвал то, что из взаимной торговли, в том числе из российских поставок в Украину, будет вымываться доля машиностроительной продукции.

Это обусловлено несовпадением правил и норм технического регулирования Таможенного союза и Евросоюза, а также усилением ценовых позиций европейской продукции, более продвинутой в техническом плане.

"Какое-то сближение может происходить, но на достаточно коротком временном отрезке это невозможно, поэтому потери будут", — добавил спикер.

Спартак сказал также о превращении Украины в транзитную страну для поставок европейской продукции в Россию как о втором негативном факторе для России.

Проблема возникнет в основном в определении происхождения продукции — Украина получит возможность ставить отметки "Произведено на Украине" на европейской продукции.

Третьим фактором спикер считает проблему выдавливания большого количества украинской продукции с внутреннего рынка в Россию. "Здесь достаточно существенная проблема, можем с ней бороться, повысив профиль риска. Но это потери и для нас, и для них", — сказал Спартак.

В заключение о негативных аспектах для России соглашения ЕС-Украина Спартак назвал выдавливание российского бизнеса с территории Украины.

"Европейские компании получают намного более благоприятные условия по доступ на рынок украинских услуг, плюс ключевые сектора перейдут на правила и стандарты ЕС. Есть оценки, что к 2020 году примерно 60% капитала украинских банков перейдет к европейским банкам, а к 2025 году — 75-90%", — пояснил он.

Смена форматов

Спартак считает, что соглашение между ЕС и Евросоюзом, существующее в нынешнем формате, необходимо обсуждать и изменять.

"Для нас очевидно, что соглашение и его условия в том формате, который сейчас задан, надо дальше обсуждать. Потому что не может таким образом разрываться экономическое пространство в виде насаждения значительно отличающейся экономической среды и условий деятельности", — отметил он.

В связи с этим он сообщил, что в данный момент составляется комплекс предложений по запуску трехстороннего диалога ЕС — Украина — ЕАЭС для поиска мер и направлений совместных действий и преодоления той кризисной ситуации, которая складывается на Украине и в региональном сотрудничестве.

Кроме того, Спартак также выступает за изменение формата проекта "Восточного партнерства", целью которого является развитие интеграционных связей Евросоюза с Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.

"Он должен быть изменен и должен быть трехсторонним. Надо определяться с правилами происхождения для сохранения в торговле с Украиной режима свободной торговли. Должны быть подписаны соглашения между таможенными службами, плюс урегулированы вопросы технического регулирования", — подытожил Спартак.

Самое читаемое
    Темы дня