наверх
29.03.202403:50
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Друзья об Андрее Стенине: подошел к войне так близко, как только можно

Гибель фотокорреспондента МИА "Россия сегодня" Андрея Стенина (145)

(обновлено: )25020
Коллеги и друзья фотокорреспондента МИА "Россия сегодня" Андрея Стенина, который погиб в Украине, вспоминают о нем как о настоящем профессионале, который скучной работе в офисе предпочитал съемку в горячих точках.
Андрей Стенин

МОСКВА, 5 сен – РИА Новости. Коллеги и друзья фотокорреспондента МИА "Россия сегодня" Андрея Стенина, который погиб в Украине, вспоминают о нем как о настоящем профессионале, который скучной работе в офисе предпочитал съемку в горячих точках. Он сам выбрал опасную профессию военного фотографа — чтобы запечатлеть исторические события, которые катком проходят по судьбам простых людей.

Стенин отправился освещать конфликт в Украине в мае этого года, ежедневно передавая в редакцию десятки фотографий. Он перестал выходить на связь с 5 августа. В конце августа среди расстрелянных и сгоревших автомобилей на трассе между Снежным и Дмитровкой был обнаружен Renault Logan с телами нескольких человек. Экспертиза показала, что одно из них принадлежит Стенину.

"После одной из первых своих командировок в Каир, и вернувшись полный сил и творческих чаяний, с горящими глазами, поймал руководителя редакции фотоинформации Владимира Баранова и выкатил предложение. Хочу, сказал, ничего другого не снимать, кроме конфликтов. Давайте, говорит, никаких других съемок у меня не будет, а конфликты будут всегда моими!", — вспоминает слова Андрея директор Объединенной дирекции фотоинформации МИА "Россия сегодня" Александр Штоль.

Стенин отправился на украинский юго-восток 13 мая, спустя месяц после начала широкомасштабной силовой операции. А до этого, в начале мая, он съездил в очередную командировку в Сирию – на президентские выборы.

Специальный фотокор МИА Россия сегодня Андрей Стенин

"Мы с ним переписывались, когда он был в Сирии, а мы на Украине, в Славянске, — вспоминает друг Андрея Стенина, военный корреспондент "Комсомольской правды" Александр Коц. — Он очень переживал, что пропускает историческое событие. Потом мы из Славянска уехали, и уже он писал нам: возвращайтесь, вы все пропускаете событие. То есть для него было важно, что он снимает. Для него это была не просто "картинка" — это была история".

Не мог сидеть на месте

В Славянске Стенин жил в одном номере с Дмитрием Стешиным, еще одним своим другом, тоже военным корреспондентом "Комсомольской правды". Тот забрал его из разбомбленного дома, где Андрей снимал квартиру и где уже никого кроме него не оставалось.

"Жили мы с ним душа в душу, хотя почти не разговаривали: такие вот мы оба социопаты. Вместе ездили на задания, смотрели фильмы, слушали музыку. Потом я уезжал, и у меня не было мысли, что я вижу его в последний раз. Я оставил ему газовую горелку, чтобы он мог тоску чайком разогнать. Было видно, как он расстроился, что остается один, — вспоминает Стешин. — Потом я много думал: почему он не уехал вместе с нами? Так его засосала война. Он просто с ней сжился. Это как передозировка. Он боялся вернуться в мирную жизнь: там не будет такого драйва, такой остроты. Я вернулся в Москву, мы переписывались каждый день. Он рассказывал жуткие вещи, было понятно, что ситуация очень плохая, тут жуткая чересполосица и неразбериха. Работать журналисту тут было очень сложно. Но сидеть на месте он не мог".

Стенин действительно не мог сидеть на месте: до Славянска была Сирия, сектор Газа, референдум в Крыму, баррикады и палаточные лагеря на Майдане, Египет, Ливия, Киргизия и Турция. Если Стенин не уезжал в очередную военную командировку, он снимал митинги и судебные процессы, чрезвычайные происшествия.

Специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня" Михаил Воскресенский рассказал, что фактически познакомился со Стениным во время последней командировки на Украину. По словам Воскресенского, Стенин сразу обращал внимание своей бескомпромиссностью по отношению к съемкам, он не мог просто "отбыть время", сделав стандартную работу (если к военным съемкам вообще применимо слово "стандартные") — ему всегда был нужен максимум и даже немного сверх того.

"После возвращения из Славянска он был буквально выжат, мы проговорили больше часа, думаю, для Андрея это было очень необычно. Но уже через несколько дней Андрей постепенно снова окунулся в работу, и опять же ему было мало рядовых сюжетов, нужно было быть на самом острие новостей, там, где в реальном времени горели дома и летели осколки. В итоге он присоединился к группе военных корреспондентов ополчения и вместе с ними выезжал в наиболее опасные места", — рассказал Воскресенский.

Тысячи фотографий и один текст

Стенин начинал как пишущий корреспондент: с 2003 года работал в отделе "Общество" "Российской газеты", затем несколько лет в "Газете.Ru". Фотографией занялся только в 2008 году — ушел из пишущих резко, вызвав тем самым непонимание и недоумение коллег и тогдашнего начальства. Андрей внештатно снимал для ИТАР-ТАСС, РИА Новости, "Коммерсантъ", Reuters, Associated Press, France Press. С 2009 года – фотокорреспондент РИА Новости, с 2014 года – специальный фотокорреспондент Объединенной дирекции фотоинформации МИА "Россия сегодня". Дважды становился лауреатом премии "Серебряная камера" (2010, 2013 годы).

Единственный текст за свою карьеру фотокорреспондента он написал после командировки в Ливию. Он вышел под заголовком "Как мы дрались за Рас-эль-Ануф и свободную Ливию". Его очерк стал тоже своего рода снимком, взглядом профессионального фотожурналиста и человека, оказавшегося в центре боевых действий.

"В 2011 году я прочитал на сайте РИА репортаж из Ливии. Репортаж был на зависть сочный, классный, и я удивился, увидев фамилию автора. Стенин же фотограф, подумал я", — вспоминает Александр Коц.

Дмитрий Стешин тоже запомнил тот репортаж из Ливии. "Я был поражен его мастерством и спросил его: почему ты не пишешь? Он ответил, что хочет писать для души, а работать фотоаппаратом", — рассказывает Стешин.

До последнего была надежда

В Донецкой области Стенин провел почти три месяца. Он снимал последствия артобстрелов в Славянске, Семеновке, Черевковке, Николаевке, Снежном, Мариновке: горящие и разрушенные дома, больницы, продуктовые магазины, универмаги, церкви, пострадавших местных жителей и детей, похороны погибших. В объектив Стенина попадал и быт ополченцев: окопы, полевые кухни, свадьба одного из ополченцев и полевой котенок. Андрей Стенин одним из первых оказался на месте крушения малазийского лайнера Boeing 777 в районе города Шахтерск, передавал с места фотографии.

Последние снимки Андрей прислал в редакцию 5 августа. На них — жители Шахтерска, пережидающие артобстрел в подъезде жилого дома, последствия обстрелов города, побитый осколками памятник Ленину.

А 7 августа МИА "Россия сегодня" сообщило, что Андрей Стенин не выходит на связь. Последнее, что было известно, — он с двумя военкорами сайта ополчения "Информационный корпус" поехал на машине Renault Logan синего цвета в города Шахтерск и Снежное на восток от Донецка. 6 августа их видели в штабе ополчения в Снежном, они выехали в село Дмитровка на границе с Россией. Тогда же один из попутчиков Стенина звонил своей жене. После все трое перестали выходить на связь с коллегами, их телефоны были вне зоны доступа.

"Дело в том, что как раз в этот момент украинская Нацгвардия начала наступление в этом районе. Они отрезали Дмитровку от Снежного и организовали в этом месте укрепрайон, — рассказал друг Стенина, корреспондент Lifenews Семен Пегов. — У нас до последнего момента была надежда, что ребята успели проехать в Дмитровку и остаются там в окружении".

Однако в середине августа окружение было прорвано, Нацгвардия из района отступила. Стало известно, что Стенин с коллегами в Дмитровке не появлялся. Зато появилась другая информация: заняв пригорок посередине между Снежным и Дмитровкой, Нацгвардия расстреливала все проезжающие машины, опасаясь, что под видом гражданских лиц на них нападут или вырвутся из окружения ополченцы.

Журналисты нашли женщину, которой удалось выжить в этой мясорубке: она ехала с супругом из Дмитровки, когда их "Жигули" обстреляли. Муж погиб на месте, раненой женщине удалось проползти около километра до ближайшего хутора Пересыпь. Местные жители выхаживали ее неделю.

"В этом районе мы 20 августа нашли около 15 машин, в том числе обгоревший Renault Logan с тремя телами. Опознать их без генетической экспертизы было невозможно: от тел оставались буквально горсти пепла и кальцинированных костей", — вспоминает Пегов.

О том, что это может быть именно Стенин, говорило несколько фактов: время и место убийства экипажа машины, два сгоревших профессиональных объектива в багажнике (так делают многие профессиональные фотографы). Неподалеку лежала фирменная итальянская рубашка, похожая на те, что носил Стенин. У рубашки были подвернуты рукава — друзья Стенина вспоминали, что он имел привычку так делать.

Картина совпадала с тем, что рассказал некий мужчина, до которого удалось дозвониться по одному из телефонов Стенина в середине августа. Мужчина представился украинским военным, который на днях вернулся из района Дмитровки в один из штабов силовиков в Славянске. Он довольно точно назвал место, где взял этот телефон, и заверил, что его прежний хозяин мертв. Наконец, техническая экспертиза показывала, что один из телефонов Стенина действительно находится в Славянске.

"Можно предположить, что машину расстреляли, затем ограбили, украв фотоаппарат, телефоны и все ценные вещи. Затем ее либо специально подожгли, либо она загорелась от попадания снарядов "ГРАДа", которыми обстреливался этот район", — рассказал РИА Новости начальник следственного отдела УВД Донецка Дмитрий Тореев.

Друзья и коллеги Стенина до последнего надеялись, что он жив. Этому способствовали и заявления украинской стороны, которые, они, правда, быстро дезавуировали.

МВД Украины 11 августа приняло в производство заявление об исчезновении журналиста. На следующий день украинские власти впервые заявили, что им известна судьба Стенина: советник МВД Украины Антон Геращенко сообщил в интервью латвийской радиостанции Baltkom, что фотокорреспондент арестован украинскими спецслужбами и подозревается в "пособничестве террористам". Позже Геращенко заявил, что его "неправильно истолковали": он только предполагал, что Стенин задержан, но точной информации об этом нет. Baltkom заявил, что располагает записью интервью, и предоставил ее СМИ.

Генеральный директор "России сегодня" Дмитрий Киселев рассказал, что украинские посредники предлагали агентству провести переговоры по обмену Стенина, давая понять, что он жив. "На наше агентство выходили посредники с украинской стороны с предложением провести переговоры о его обмене, давая понять, что Стенин жив", — сказал Киселев, также напомнив про Геращенко, отказавшегося от своих слов. Генетическая экспертиза подтвердила худшие подозрения.

"Ожидание чуда… Это состояние типично для всех нас, начиная с детства. В сложной, а потом и драматичной ситуации с Андреем Стениным на юго-востоке Украины хотелось верить и надеяться на положительный исход и решение. Но непредсказуемость негатива жизненных реалий оказалась сильнее наших ожиданий…", — говорит специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня" Владимир Вяткин.

"Каким он был? Крепкий и надежный профессионал в своей узкой специализации. Молчаливый и малозаметный в редакционной повседневности. Многими так до сих пор и не понятый. Ушел от нас загадкой. Ушел навсегда. Оставив после себя неоценимые фотографии исторической хроники начала ХХI века, значимость которых определит время. Фотографии — документы деяний преступной и бездарной власти против своего же народа, против наших братьев и сестер, общей истории, общих страданий и побед", — добавил Вяткин.

Специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня" Евгений Биятов до сих пор в глубине души надеется, что Андрей жив. "Я не слишком много общался с ним. В основном по делам, когда надо было что-нибудь передать, перед съемками. Однажды мы вместе должны были снимать митинг. Я пошел в голову колонны, повернул голову и увидел Андрея рядом с собой. Мы перекинулись парой фраз, я ненадолго отвлекся, а когда повернул голову обратно, его уже не было рядом. Я осмотрел пространство вокруг, но так и не смог его найти. Может быть, как раз это умение и позволяло ему делать снимки, над которыми я часто ломал голову и не мог понять, как ему удавалось работать в условиях, где другим не давали работать, в местах, куда других не пускали, не говоря уже об опасности многих ситуаций", — говорит Биятов.

По-настоящему жил только под пулями

"Неудобным был, упрямым, фоторедакторы его побаивались. Всегда выбирал себе авторитетов по своему какому-то принципу. Сам особенно ни с кем не ругался, но всегда настаивал на своих собственных кадрировках, доказывал правильность своего подхода, — рассказывает Штоль. — Пугать его было бесполезно, не пугался он, ни капельки не пугался. Отойдет, продумает и возвращается примерно с теми же требованиями".

По словам директора Объединенной дирекции фотоинформации МИА "Россия сегодня", Стенин никогда не присылал много фотографий, если не видел в них что-то ценное, что-то свое. "Порой и надо больше, и просит редактор Андрея еще прислать, а тот отвечает категорично: больше нет! Нет у меня ничего сверх того, что я прислал", — добавил Штоль.

По мнению специального фотокорреспондента МИА "Россия сегодня" Владимира Астапковича, именно о таких говорят, что с ним можно было бы пойти в разведку. "Это человек, с которым в любой трудной ситуации понимаешь, что твоя спина прикрыта. "Я как сейчас помню один из первых несанкционированных митингов в Москве. Толпа, полиция, все куда-то бегут, толкаются. Ты бежишь вместе со всеми. Тебя сбивают с ног, ты почти падаешь. И вдруг тебя сзади подхватывают под руку и не дают упасть. Андрюха. И дальше вы уже бежите вместе. Короткий перерыв, перекур, пара фраз и дальше работать", — рассказывает Астапкович.

"Казалось, что Андрей по-настоящему живет только там – под пулями, под грохотом артобстрелов – на войне. Здесь, в Москве он как будто бы скучал, и при первой же возможности уезжал в очередную горячую точку, откуда привозил свои фотографии, — вспоминает старший редактор отдела аналитиков и продюсеров фотосъемок МИА "Россия сегодня" Екатерина Новикова. — Мы все знали, что если будет нужно, Стенин бросит все и в момент поедет туда, куда его пытаются заслать редакторы – ночью ли, днем – неважно".

По словам начальника отдела бильд-редакторов оперативного фотовыпуска Натальи Селиверстовой, таких людей, как Андрей, есть за что уважать: за трезвый ум и холодную выдержку при любом стечении обстоятельств, что особенно важно в работе фотографа. "Он один из немногих фотокорреспондентов, который был готов рисковать своей жизнью, находясь в горячих точках. Работать с ним было очень легко и комфортно, он был отличным другом и товарищем", — считает Селиверстова.

Военный корреспондент "России-24" Евгений Поддубный вспоминает, что последний раз видел Стенина в Славянске — они вместе выезжали на съемку в Семеновку, вместе сидели в окопе под обстрелом украинской армии. "Для меня его гибель — большая трагедия, я до последнего отказывался верить, что это он, — говорит Поддубный. — Андрей был прекрасным человеком, прекрасным репортером. Я познакомился с ним в Сирии года два назад. Мне всегда действительно нравились его фотографии, я с интересом следил за его творчеством, даже если сам не был в тех местах, которые он снимал".

"Это был человек думающий, он очень точно чувствовал и понимал не только политическую обстановку, но и эмоции людей. Это ему помогало работе. Я не скажу, что он был шибко общительным — мы постоянно его везде теряли, поэтому и тут я до конца был уверен, что он найдется. Но при этом он был очень добрый и очень компанейский. На него всегда можно было положиться", — вспоминает Коц.

"Объектив Андрея был нацелен на события, куда не каждый отважился бы попасть. На его снимках люди видели правду войны. А теперь можем только скорбеть о его гибели и сочувствовать его близким. Убивать фотожурналиста — это выкалывать глаза обществу", — уверен Виталий Белоусов, специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня".

"Поездки в зону конфликтов всегда отнимают много сил, душевной энергии. Таковых у Андрея за последние несколько лет было более чем достаточно, — говорит специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня" Валерий Мельников. — В военной фотографии очень важен близкий, практически личный контакт с происходящим, с участниками конфликта. Без этого она невозможна".

"Андрей подошел к войне так близко, насколько это было возможно. Посмотрите его последние фотографии, и быть может, кроме войны вы увидите то, что запомните навсегда", — сказал он

Самое читаемое
    Темы дня