В четверг исполняется 90 лет со дня рождения советского кинорежиссера Сергея Параджанова. В жизни режиссера, родившегося в Грузии в армянской семье, окончившего Тбилисскую консерваторию и ВГИК, была и мировая слава, и тюремное заключение, ...
... а в его фильмографии всего 18 картин, лучшим из которых - психоделическим полотнам, похожим на ожившие картины или коллажи, нет аналогов ни в советском, ни в мировом кино.
В 1955 году молодой режиссер снял на киевской киностудии имени Довженко полнометражный вариант своей дипломной картины "Андриеш". Затем вышли документальные и научно-популярные фильмы Параджанова: "Наталия Ужвий", "Думка", "Золотые руки". В 1959 году Параджанов поставил свой первый игровой фильм "Первый парень", в 1961 году вышла киноповесть "Украинская рапсодия", в 1962 году на киностудии имени Довженко был снят фильм "Цветок на камне" - один из первых известных фильмов Параджанова, который при этом называют неудачным и "непараджановским".
В 1964 году Параджанов завершил работу над лентой "Тени забытых предков", снятой по повести Михаила Коцюбинского. Картина была показана на многих международных кинофестивалях и завоевала не одну награду. Фильм называют историей гуцульских Ромео и Джульетты — Ивана и Марички, чьи семьи враждуют на протяжении многих лет. Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено. Девушка тонет в реке, а юноша, хоть и женится на красавице Палагне, но так и не может забыть свою Маричку. На фото (справа налево): Иван Миколайчук в роли Ивана и Татьяна Бестаева в роли Палагне в фильме "Тени забытых предков".
Съемки картины проходили в Ивано-Франковской области — там, где было написано произведение и где и сейчас живут гуцулы, а костюмы, музыка и декорации максимально точно передают все особенности быта этого немногочисленного, но сохранившего древние традиции народа. Красочное убранство домов и элементы национальной одежды — все это, в том числе и стараниями оператора Юрия Ильенко, чья камера снимает героев в движении, словно не поспевая за ними, взмывает вверх или выхватывает крупные планы, превращает ленту в красочное, будто сказочное и не совсем реальное действие. Кульминацией фильма и своего рода "первым кадром" будущих работ Параджанова можно считать финал, в котором умирающий Иван в видениях воссоединяется, наконец, с любимой Маричкой — под звуки пастушьих песен он видит ее в отражении воды в реке, ищет ее в выжженном лесу и берет за руку. На фото (справа налево): Иван Миколайчук и Татьяна Бестаева в фильме "Тени забытых предков".
В 1967 году Параджанова пригласили на Ереванскую киностудию, где он работал над фильмом об армянском поэте Саят-Нова "Цвет граната". В этой работе Параджанов — скорее художник, нежели кинорежиссер — создает почти гипнотическое действо, тягучее и лишь условно разделенное на главы цитатами из произведений самого Саят-Новы.
В "Цвете граната" актеры замирают, изображая персонажей с древних фресок на стенах храмов и героев стихотворений, угол съемки и монтаж создают оптические иллюзии, почти в каждом кадре — красный цвет, то в одежде, то в музыкальных инструментах, то в элементах интерьера, как связующее звено этого непрерывного ассоциативного ряда. Софико Чиаурели (на фото) в роли музы — одновременно и первой возлюбленной поэта, и жены, и той, которой были посвящены многочисленные любовные поэмы.
После возвращения из тюрьмы, Параджанов работал на киностудии "Грузия-фильм", где совместно с Давидом Абашидзе поставил "Легенду о Сурамской крепости" (1984). В 1986 году режиссер снял документальный фильм "Арабески на тему Пиросмани", в 1988 году по сказке Михаила Лермонтова фильм "Ашик-Кериб". На фото: ведущий артист Камерного музыкального еврейского театра Яков Явно (в центре) в гостях у Сергея Параджанова.
В 1980-е годы Параджанов активно занимался художественным коллажем, рисунками, инсталляциями. Первые "спрессованные фильмы" (так режиссер называл свои коллажи) стали появляться в середине 1950-х и постепенно обрастали все большим количеством деталей, усложняясь до объемных композиций и кропотливо собранных "мозаик". На фото: экспонаты в Доме-музее Сергея Параджанова в Ереване.
Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей. В 1989 году он приступил к работе над очередным фильмом - "Исповедь", который должен был стать автобиографическим. Однако снять его режиссер так и не успел.
В четверг исполняется 90 лет со дня рождения советского кинорежиссера Сергея Параджанова. В жизни режиссера, родившегося в Грузии в армянской семье, окончившего Тбилисскую консерваторию и ВГИК, была и мировая слава, и тюремное заключение, ...
В четверг исполняется 90 лет со дня рождения кинорежиссера Сергея Параджанова. В жизни режиссера, родившегося в Грузии в армянской семье, окончившего Тбилисскую консерваторию и ВГИК, была и мировая слава, и тюремное заключение.