наверх
29.03.202414:38
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

В газовой отрасли началась новая эра. Радиомониторинг 10.06

(обновлено: )5

Радиомониторинг зарубежных СМИ  

Энергетические рынки

Газокомпрессорная станция «Несвижская»

 

 

 

 

 

 Аналитический центр Deutsche Bank во Франкфурте-на-Майне опубликовал исследование, автор которого, эксперт по энергетике Йозеф Ауэр отмечает, что в газовой отрасли началась новая эра. Поскольку США резко увеличили добычу сланцевого газа, огромное количество сжиженного газа, первоначально предназначавшегося для американского рынка, хлынуло на европейский континент. Поэтому мощности по производству сжиженного газа, созданные в последние годы на Среднем Востоке и в Африке, теперь будут обслуживать Европу, пока хотя бы частично не переориентируются на Китай и Индию.

Йозеф Ауэр считает, что растущий энергетический голод азиатских экономических гигантов приведет к тому, что примерно с 2014 года переизбыток газа на европейском рынке постепенно начнет сокращаться. В результате в Европе наметится тенденция к удорожанию голубого топлива. Однако это вряд ли приведет к возрождению прежней схемы ценообразования, основу которой составляла привязка к нефтяным котировкам. Но именно такая схема является краеугольным камнем долгосрочных контрактов между «Газпромом» и западноевропейскими импортерами российского газа.

Немецкий аналитик убежден, что впредь определяющим фактором на глобальном рынке будут свободные, спотовые цены на газ, и это неминуемо должно привести к корректировке существующих договоров с теми производителями, которые поставляют топливо по трубопроводам. Йозеф Ауэр указывает на «новую гибкость», проявляемую в последнее время в этом вопросе «Газпромом», и трактует ее как еще одно свидетельство того, что в газовой отрасли, действительно, началась новая эра.

Эксперт отмечает, что новая ситуация ставит Россию перед целым рядом вызовов. Во-первых, Россия уже запустила целый ряд проектов в газовой сфере, бизнес-планы которых составлялись в прежнюю ценовую эпоху. Речь идет о проектах как по добыче, так и по транспортировке газа. Встает вопрос: а будут ли получены за этот газ, когда он поступит в Западную Европу, те цены, которые когда-то закладывались в обоснование проектов? Иными словами, прибыльность и рентабельность крупных инвестиций могут оказаться существенно ниже ожидавшихся.

Вторым серьезным вызовом для «Газпрома» эксперт считает сохранение сложившихся за последние десятилетия хороших отношений с партнерами. Он напомнил, что долгосрочные контракты с крупнейшим немецким импортером российского газа E.ON Ruhrgas подписывались в прежнюю эпоху. Сегодня немецкий партнер уже не может продать газ по тем ценам, которые вынужден платить своему российскому поставщику. Поэтому E.ON Ruhrgas стремится договориться хотя бы о временной приостановке требования ежегодно выбирать определенные объемы газа. В такой ситуации российской стороне необходимо, отстаивая собственную выгоду, думать и об интересах своих партнеров, не подвергая отношения с ними излишним испытаниям.

Третьей крупной задачей для России Йозеф Ауэр считает формирование «интеллигентной сбытовой политики в рамках газового ОПЕК». В условиях нынешнего избытка газа такая организация, над созданием которой Россия работала в последние годы, обречена на то, чтобы оставаться «беззубой». Однако лет через 10-20 она может начать играть на складывающемся мировом газовом рынке достаточно важную роль. К этой роли следует заблаговременно готовиться, указывает немецкий эксперт.

Йозеф Ауэр приветствует усилия российского правительства, направленные на создание внутри страны конкурентной среды и свободного рынка газа, и рекомендует больше внимания уделять использованию альтернативных источников энергии. Это, в частности, высвободит дополнительные объемы газа, которые можно будет пустить на экспорт. А еще он рекомендует России активнее поставлять газ в Азиатский регион, экономика которого растет куда более высокими темпами, чем западноевропейская. («Немецкая волна»)  

Саммит ШОС

 Председатель правительства РФ Владимир Путин принял участие в заседании Совета глав правительств государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС)

В Ташкенте открывается ежегодный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как ожидается, главными темами двухдневной встречи станут вопросы безопасности, а также ситуация в Афганистане и Киргизии. Можно ли считать ШОС реальной политической силой? Эксперт по Центральной Азии из газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов:
«ШОС - это имиджевая организация. Я не думаю, например, что ШОС  выступит  реальной миротворческой силой  в решении афганской проблемы. Если бы это было возможно, диалог между талибами и правительством Карзая мог бы быть установлен с помощью ШОС и раньше. И кто сегодня может быть для талибов гарантом среди участников ШОС, представить себе не могу.
Я думаю, что надежда на то, что ШОС сможет реализовать потенциал переговоров по решению приграничных вопросов,  собственно говоря, с чего и начиналась реализация проекта ШОС,  не оправдалась.
Взять  ситуацию в Киргизии в апреле после свержения президента Бакиева. Страны ШОС в первую очередь должны помочь урегулировать ситуацию в Киргизии -  непосредственно в регионе ШОС, непосредственно в стране-члене ШОС. И если ШОС не сможет реализовать даже эту задачу, то говорить о ШОС как о серьезном инструменте, серьезной геополитической структуре было бы странно».(Би-Би-Си)

Шанхайская организация сотрудничества

ШОС

10-11 июня в Ташкенте соберутся на свой Совет главы государств-членов ШОС. Они дадут оценку девятого года деятельности этой организации. «Шанхайская шестерка» определит также будущие шаги. За комментарием на этот счет мы обратились к президенту Фонда международной и национальной безопасности России Леониду Шершневу:
«В развитии Шанхайской организации сотрудничества пока нет динамики. Это развитие отстает от требований момента, от происходящих в мире событий. Пока еще ШОС не набрала определенную скорость, определенный потенциал. Она действует на международной арене очень осторожно, с оглядкой, что снижает ее возможности как мощной, крупной организации. Хотелось бы, чтобы эта организация стала некой новой силой, организацией нового типа, выступала как «союз цивилизаций», тем более что сегодня мир развивается цивилизациями. А это значит, что в ШОС должны быть и Китай, и Россия, и Индия, и Иран, и, может быть, еще какие-то другие страны, выступающие именно как цивилизации.
Более динамичному развитию ШОС мешает излишняя осторожность, которую проявляют и Китай, и Россия, и другие страны. События в мире развиваются настолько стремительно, что надо за ними успевать, более того - надо иногда обгонять, принимать профилактические меры. В частности, это касается Киргизии - ведь можно было предвидеть ситуацию в этой стране, общими усилиями повлиять, чтобы не допустить там резких изменений.
Но перспективы для дальнейшего развития организации очень большие. Я считаю, что вообще будущее мировых отношений - в Шанхайской организации сотрудничества. Ни у НАТО, ни у другой организации нет тех возможностей, того потенциала, который может сложиться здесь». («Голос Исламской Республики Иран»)

    Самое читаемое
      Темы дня