наверх
19.04.202403:32
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Люди чести, или Пятый пункт А.П. Яценюка

Старый новый Кабмин и развал коалиции в Раде (569)

(обновлено: )170360
Арсений Яценюк знает, о чем говорит. На неделе в знаменитом отчете в Верховной Раде глава правительства продемонстрировал завидные качества украинского чиновника, которые для многих его соперников еще долго будут оставаться недостижимыми.

Роман Степняк

Внимательно слушая эмоциональный спич Арсения Петровича, мне казалось, что, составляя этот текст, он то и дело заглядывал в инструкцию под пикантным названием "Кодекс добродетели политического деятеля". Звучит как песня, не правда ли, — так и хочется снять шляпу перед автором.

Автора искать не надо, он вездесущ, сегодня на парламентской трибуне, а еще вчера — на телевизионном экране. Немногим более недели назад Арсений Петрович с не меньшим задором рассказывал любопытным телезрителям, как изменится жизнь в стране в случае утверждения "Кодекса…" в качестве закона. Особенно впечатлил пункт пятый будущего документа, который требует от чиновничества "формировать доверие к власти" и "обеспечивать позитивную репутацию госорганов".

Создавать "позитивную репутацию" Арсений Петрович мастер! Возьмем хотя бы тот же отчет в парламенте, где премьер спел старую песню о главном, пообещав сделать все для скорейшей евроинтеграции Украины, выделив стремление правительства привести страну в НАТО. Похвастался премьер и своим ноу-хау, на которое было потрачено 400 миллионов гривен: "В рамках политики безопасности правительством была начата программа "Европейская стена".

Как влияют такие заявления на репутацию власти, поговорим ниже, а для затравки давайте познакомимся с "Кодексом…" поближе. Документ состоит из семи пунктов и представляет собой набор правил, которым должны следовать чиновники, чтобы власть не ударила лицом в грязь. Предполагается, что документ будет распространяться на народных депутатов, членов Кабмина и их заместителей, главу Администрации президента, его первого заместителя и заместителей, глав городских, областных, районных, сельских, поселковых советов.

Первый пункт — о законности, чиновнику предписывается соблюдать Конституцию, законы, способствовать практической реализации принципов распределения госвласти. Второй пункт взывает к социальной справедливости и обеспечению равных возможностей для реализации и удовлетворения социально-экономических потребностей всех членов общества. На третьем месте — прозрачность в деятельности органов власти. Четвертым параграфом политикам вменяется уважительно относиться к гражданам и придерживаться высокой культуры общения. О пятом упомянуто выше, шестой запрещает расточительство, а седьмой исключает конфликт интересов.

Ничего необычного, всему этому должен следовать не только чиновник, но и любой уважающий себя и общество гражданин. Да только беда в том, что если у сельской учительницы или врача участковой больницы это получается, а вот у чиновников высокого ранга — никак. Хоть кодексы пиши, хоть кол на голове теши.

Обратимся к практике того же соавтора "Кодекса…" и главы правительства. В упомянутом отчете он оказался далек от норм добродетели. Возьмем только один тезис из его выступления — о "Европейской стене". "Наконец-то Украина начала строить границу с РФ, — похвастался премьер. - В целом было построено более 200 километров противотанковых рвов, более 70 км ограждений, 33 башни, установлено несколько пунктов электрического контроля государственной границы". Для тех, кто бывал на границе, слова премьера стали откровением, ведь рвы заросли сорняками, ограждения сдуло ветром, а на башнях уже давно гнездятся вороны.

Пройдемся по пунктам "Кодекса…" и попробуем ответить на вопрос, а где же тут "прозрачность в деятельности органов власти"? Народный депутат Борислав Береза сказал премьеру в глаза: "Где стена? Где ее ставить? Зачем? Договориться с русскими, чтобы часть разрушали — мы чинили, и это стало бесконечным потоком отмывания денег? Это глупость".

Проявим немного фантазии и в одном этом эпизоде обнаружим нарушение едва ли не всех семи пресловутых пунктов: расточительность — безусловно, ущемление равных возможностей всех членов общества — а как же, ведь уже потраченные 400 миллионов гривен могли пойти на социальные затраты для нужд пенсионеров и многодетных семей, прозрачность в деятельности властей — а вы попробуйте попросить у премьера калькуляцию на создание "ветряного забора на границе", или, может быть, кто-то видел тендер на проведение работ?

К чему я это? Да все просто! Подготовленный в правительстве документ является лишь набором красивых слов и пафосных предложений, он вовсе не наделен практическим смыслом. И совсем не потому, что он плох, во многих странах подобные "моральные инструкции" существуют. Но они работают лишь там, где привыкли соблюдать законы, а не забеливать глаза набором красивых фраз.

Читайте также: Карасев: о развале коалиции, новых выборах и интересах Яценюка

В создавшейся ситуации проект закона о добродетели является пиаром Арсения Петровича и уколом по самолюбию его теперь уже публичного соперника Петра Алексеевича, которому в очередной раз придется оправдываться перед избирателями о Липецкой шоколадной фабрике и Roshen в целом. Бумерангом он может ударить и по самому Яценюку. Но это лишь в том случае, если депутаты наберутся смелости и проголосуют за документ, что вызывает серьезные сомнения.

В стране, где в коррупции и конфликте интересов, неуважении прав человека и расточительстве обвиняют всех, от рядового чиновника в местном совете до президента, о высоких моральных и философских терминах рассуждать не приходится. Разве только в ироничных красках.

Самое читаемое
    Темы дня