наверх
25.04.202415:25
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Ошибки "Молодости": секс, ложь и снова секс, но уже для мальчиков

(обновлено: )585395
Как-то незаметно к 45-летию своего существования кинофестиваль "Молодость", наверное, самый известный и успешный кинофорум Украины превратился в… черт знает что. Так, одним каким словом и не назовешь это мероприятие.

Андрей Лысенко

Если под определенным углом присмотреться к столичному фестивалю, то вполне можно заметить, что это такой себе мелкий и нагловатенький даже, такой вкрадчивый способ "под шумок" презентовать зрителям — нам то есть — фильмы ЛГБТ-тематики, то есть о геях, лесбиянках и всяких прочих приверженцах любви нетрадиционной ориентации. Да и любви там может не быть вовсе, а вот всякие плотские утехи и душевные переживания, из-за отсутствия этих самых утех, вполне в предложенных кинокартинах могут быть. Но обо всем по порядку.

Кинофестивалю "Молодость" 45 лет. Мне, кстати, тоже. Мы с кинофестивалем ровесники, хотя по кинофестивалю этого не скажешь. Одно дело возраст, естественный процесс старения и параллельно приобретенный опыт, а другое — презентация новых работ в киноискусстве, новых имен, которые претендуют на роль будущих актеров, режиссеров, продюсеров. "Молодость" это фестиваль дебютных киноработ, часто-густо снятых в формате короткометражного фильма, то есть до 20 минут. Эти работы не ограничены жанрами и темами. Такой себе short film. То есть тот же film, но только short. В шортиках, типа. Эту форму в кино придумали именно для новичков, так как по определению они ведь ничего не умеют еще. Так, видели, как работают другие, чего-то себе представляют о собственном будущем величии, а жизненного опыта же никакого. Ну, придумали историйку и носятся с идеей ее экранизации. Ничего плохого в этом, конечно, нет, пусть себе носятся, но не каждая же идея достойна реализации, скажу вам больше — не каждая реализованная идея достойна зрительского просмотра. Студенческие работы так вообще никто кроме преподавателей-наставников обычно и не смотрит, потому как они что-то наподобие лабораторной работы — идут в зачет для получения аттестата. Но не все идеи поганые, не все дипломные работы скучные, не все будущие режиссеры бесталанны. Иногда, не часто, раз так в 10 лет, кто-то может выстрелить и бац! — мы с вами, как и вся страна, гордимся новым гением, которого уже и здесь успели оценить по достоинству и на фестивале в Карловых Варах. А может в Риме, Венеции или даже Каннах, что приятно, но тоже, по большому счету, ничего никому не гарантирует, потому как в нашей стране будь ты хоть трижды гением с кучей призов, ты — никто, если у тебя нет денег на реализацию творческих проектов. И даже не денег, а бабла, потому как их нужно много, а много денег это бабло и есть. Кому, скажите, нужны здесь проекты великоразумного новоиспеченного и титулованного киногения? Ни-ко-му! Продюсеры на это дело не ведутся, потому что кино снимается, чтоб его смотрел зритель, и не в интернете, а в кинозале и за деньги. А артхаус всякий и прочую интеллектуальную дребедень в кинозалах никто не смотрит. Людям нужно массовое кино, которое их пугает, смешит, развлекает, заставляет испытывать прилив адреналина в крови, ну или просто не мешает приставать к рядом сидящей девушке. Потому формула проста: призами твоими мы гордимся, ну и хватит с тебя! Хочешь стать великим кинорежиссером — вали давай отсюда, как бы намекает юному дарованию Украина устами Минкульта и Госкино. Денег нет, у нас пенсионеры голодные сидят, думаешь, твое кино важнее пустых желудков наших родных единоутробных бабушек и дедушек, наших прекрасных пожилых людей, которые ни одни выборы не пропускают? Не важнее, потому езжай хоть в Англию, хоть во Францию, хочешь — в Польшу (у них киноиндустрия тоже не слабо развита), и там снимай свое высокохудожественное произведение, а нам, говорит Минкульт и Госзапрекино, нам надо пропагандой еще успеть заняться, фильмов поназапрещать, а то развелось их как собак… да и вообще, заняты мы.. кто там был последний за субсидией, чтоб за ЖЭК рассчитаться? Давай по одному, получите!

Так приблизительно все это выглядит сейчас, а 45 лет тому назад жили-были люди другие, советские. У них вообще все было по-другому, можете себе представить? Мало того, что геев и лесбиянок днем с огнем нигде не найдешь, так даже натуралы прятались одетые под одеялами, а спросишь его: что делаешь среди дня дома, в кровати и под одеялом? Почему не на работе? Он сразу, мол, занимаюсь подрастающим поколением. Нужны эсэсэсэру граждане в светлом будущем победившего всех и вся коммунизма? Ясно дело, что нужны. Вот мы с женой и трудимся, а в рабочее время, чтоб не мешал никто. Жили же тогда по 4-5-7 человек в однокомнатной или в общаге, друг у друга на голове, потому и не было секса никакого, но зато какие были тарифы! Тарифы ЖКХ были не то, что сейчас, потому что люди в СССР считали хорошо, быстро, сами и без калькулятора — их не было тогда еще, просто не завезли. И во власти были люди другие, а не то, что сейчас. Огромная страна какая была, и никому ведь в голову не приходило поднять тарифы на ЖКХ до состояния 60% от того, чего ты получал на месяц жизни. А ведь если каждый в СССР по копейке скинулся бв, то рядом с Кубой можно было остров на эти деньги купить и военную базу на нем открыть. А если бы по две копейки советский народ сбросился, то можно было бы профинансировать избрание президентом США какого танцора или певца, сочувствующего СССР. Дина Рида, например, вернуть и президентом чтоб баллотировался. Его избрали, а он им после этого, мол, присоединяемся завтра к Союзу Советских, станем с ними самой большой страной во вселенной и конец холодной войне… Но такого не было, конечно и быть не могло, сказки все это, а вот в кино все было железяка! ВУЗы ковали актеров и режиссеров каждый год и самые талантливые получали по заслугам, то есть грамоту, да еще и путевку в жизнь сверху, вместе с тринадцатой зарплатой. Тогда-то и появился кинофестиваль "Молодость". 45 лет ему. Он пришел к нам из далекого СССР, точнее УССР, и решение о его создании и финансировании принимали махровые члены КПСС и не один при этом, а значит, возникает вопрос: чего ж этот кинофестиваль "Молодость" до сих пор не попал под пресс декоммунизации как пережиток тяжелого советского наследия?

Я плохой кинокритик. Во-первых, потому что пишу мало, а во-вторых — на "Молодости" был всего раза два или три за всю его 45-летнюю историю. Первый раз студентом-первокурсником киевского театрального, отделение "Киноведение". Дело было в Доме Кино на Саксаганского, в 95-м году. Фестиваль был в разгаре, студентов полно, гостей тоже немеряно, и все от любви к кино пили и курили везде, где только можно. В воздухе перед входом в кафе Дома Кино висели топоры и рассказанные-перерасказанные студентами друг другу идеи будущих фильмов. Наша преподаватель по кинокритике сладко так сказала, что "Молодость" это такая штука которую надо идти и смотреть. Если через клубы дыма у вас получалось найти вход в кинозал, то вы, считай, счастливчик. При полной загрузке фойе курящими и пьющими молодыми людьми, в кинозале всегда было полно свободных мест, потому что (смотрите выше) кинодебюты никому не интересны. Один раз и я прошел — до сих пор помню чью-то дипломную работу: река, лето, трава, деревья, два мальчика (толстый и тонкий) бегают за девушкой (упитанная такая) вдоль берега этой самой мелководной реки. Загоняют ее в воду, плескаются и тут новый сюжетный ход: девушка и парень бегут за другим парнем. Он прячется от них в кусты, смеются, потом он снова вбегает в воду, снова брызги и, угадайте, что было дальше? Да, опять догонялки. Я писал, что парни и девушка были при этом полностью обнаженные? Нет? Ну, так это ж самое главное. Бегали бы они одетые — это тьфу и растереть, а если голые, то это уже искусство (с точки зрения автора этой картины, конечно). Не знаю, сколько они там еще бегали и до чего в конце концов добегались, но увидев, что в кино стали снимать девушек/женщин не модельной внешности, а самой что ни на есть рубенсовской, то есть кровь с молоком заправленная целлюлитом, я понял что киноискусство не стоит на месте. Покинув Дом Кино, я уже в него не возвращался, а попал на показ снова спустя два года. Одногруппник со Львова убедил пойти и посмотреть кинопрограмму фестиваля. Я ему говорил, мол, так и так, меня еще после предыдущего фильма тошнит, но он пообещал, что я не пожалею и оказался прав. В кинотеатре "Зоряный", который позже на годы арендовала Партия регионов (а сейчас как?) показывали "Рассекая волны" Ларса Фон Триера. Да, впечатление было еще то. Фильм просто перевернул сознание и все понятия о кино, потому что такого кино просто раньше мне не приходилось видеть. Мы вышли тогда и слова сказать не могли друг другу, настолько сильным было впечатление. Но только что родившаяся мысль, что кинофестиваль "Молодость" это действительно самое оно, растаяла на следующий же день. В этом же кинотеатре снова в рамках конкурсного просмотра крутили французское (может бельгийское или швейцарское, но точно франкоязычное) кино о мальчике лет 13-14-ти, который одновременно влюблен в своего старшего товарища и школьного физрука, мужчину, а не то, что вы подумали. Это, знаете, просто страх и ужас. Как накануне выглядели мастерски снятые Триером сцены секса по необходимости и как здесь безвкусно, отвратно и тошнотворно какой-то мальчик пытается играть душевные страдания мальчика-гея из-за неразделенной любви и сложности выбора партнера. Жеманничает, как ребенок, не по-детски. И понимаете, дело ведь не в геевстве вообще и конкретного киношного подростка и в неумении начинающего актера передать душевные терзания неокрепшей души и организма, а дело в том, КАК это было показано, КАК это снимали. Как будто в замочную скважину подсматриваешь. Одно только это ощущение само по себе способно добавить гадливости во все что угодно, поверьте на слово. Коллега-одногруппник говорил, что это тоже кино и смотреть надо, но, во-первых, мы не так долго живем, чтобы тратить жизнь на просмотр откровенного отстоя, во-вторых, сразу видно хорошее кино и сразу видно плохое кино, в-третьих, и без меня люди покидали кинозал будущего кинотеатра регионалов, в-четвертых, после прочтения пары-тройки статей и прослушивания пары-тройки комментариев я понял, что этот фильм о нетрадиционном сексе и любви был не единственным низкокачественным фильмом на подобную тематику в программе кинофестиваля.

Уже много набито слов, потому опустив кусок о плохих и хороших фильмах о геях и лесбиянках за всю историю кинематографа и о геях и лесбиянках — творцах кино, сразу перехожу к финальной тезисной части, то есть к сути, выведенной в заголовок: секс, ложь и нетрадиционный секс. Так вот, доподлинно неизвестно почему и из-за чего (да это и не важно), но основной руководитель (генеральный директор) кинофестиваля "Молодость", выпускник Автодорожного института Андрей Яковлевич Халпахчи, имеет особую, нескрываемую страсть и намеренно последовательно последний десяток лет постоянно вплетает в кинопрограмму кинофестиваля особый набор фильмов под шапкой "Sunny Bunny" ("Солнечный зайчик"). Это фильмы сплошь ЛГБТ-тематики, то есть в расшифровке о лесбиянках, геях, бисексуалах (любят и мальчиков и девочек и наоборот) и трансгендерах (это когда мальчик по жизни чувствует себя девочкой и наоборот). Собственно, это его — Халпахчи — личное дело, и тут каждый, кто так скажет, окажется прав, но и я тоже так говорю: Андрей Яковлевич, уважаемый, это ваше личное дело, что вы любите и кого вы любите — любите себе на здоровье, вам же самому лечиться потом, но фестиваль, ребята, фестиваль тут при чем? Зачем уже с десяток лет в Киеве осенью, когда в домах только включили батареи, когда красота стоит в парках и скверах, у кого-то в кинозале на показе не совсем однозначных фильмов стоит по совсем другому поводу. Я просто спрашиваю, не вас конкретно, уважаемый читатель, а вообще: где заканчивается фестиваль уровня республиканского, самый известный в стране кинофестиваль, и где начинаются чьи-то личные интересы и пристрастия? Вот что важно и что интересно.

При этом отдельно хочется сказать, что если эти ЛГБТ-фильмы снимают в Европе, США, Азии или в России и Украине, то ради Бога, как говорится, хотя Бог это не сильно и одобряет. Кто-то снял, кто-то посмотрел, может ему даже понравилось — на то оно и кино, чтобы показывать искусство вне рамок и вне шаблонов (не морали, а восприятия). Никто не любит фильмы, которые повторяют другие фильмы, все хотят посмотреть что-то новое, но какие-то рамки приличия тоже должны быть, согласитесь. Ни в какой стране мира не снимаю эти фильмы пачками, чтобы группировать и показывать в специальных кинотеатрах специальным зрителям. Пан Халпахчи проделывает титаническую работу, чтобы нам тут в Киеве презентовать подборку нетрадиционных фильмов о нетрадиционной любви. Не верите? Тогда сами вспомните, когда вы последний раз в кинотеатре видели откровенным фильм об этом? Вспомнили? А предыдущий раз? Вот я и говорю, он проделывает титаническую работу.

Опять же, немой вопрос: зачем объединять картины на эту тему и кормить этим аудиторию кинофестиваля. Опять же, аудитория у кинофестиваля "Молодость" какая, угадайте. Конечно основная — юная. Это студенты, неокрепшая молодежь. Мало того, что они каждый день в школе, колледже, институте борются с ленью и соблазном напиться пивом или попробовать наркоты, так им еще в кино, в специально отобранной программе, показывают фильмы о нетрадиционных ориентациях и подталкивают как бы к тому, чтоб юная душа стала задавать себе неправильные вопросы. Например, зная что я мальчик, являюсь ли я мальчиком на самом деле? Или я девочка. А может я не девочка и не мальчик, а что-то среднее? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, подросток погружается в мир экспериментов, к которым гармонично пристегиваются и пиво, и наркотики. Страшное дело. Если это явление приобретет массовый характер, кто тогда в случае чего выйдет на новый Майдан? Мы, старшее поколение, должны ведь в этом деле на кого-то опереться, правильно? Вот и окажется, что скоро кругом будет не патриотически настроенная волевая молодежь, а одни сплошные солнечные зайчики с черно-красными (Воля или Смерть) бандеровскими флагами наперевес. И при всем при этом, кинофестиваль "Молодость" до этого года жирно финансировался государством, да и сейчас деятели уровня Госкино и Минкульта, а то и премьер-министр страны вместе с действующим и бывшим президентом, посетят церемонию закрытия, не побрезгуют, и вручат какой ценный переходящий приз победителю, потому что пиар он и в Африке пиар, а президенту (действующему и экс) о наличии "Sunny Bunny" никто рассказать не осмелился.

В принципе, поймите правильно, автор этой статьи ничего против геев, лесбиянок, евреев, таджиков и коммунистов не имеет. Сколько людей кругом, мало ли у кого какие мысли, недостатки и увлечения. Всему есть место в этой жизни, а национальный, единственный раскрученный в Европе украинский кинофестиваль все-таки должен ставить перед собой совсем иные цели. Ведь кинематографа у нас, по сути, нет. Довженко, Ильенко, Ивченко скрыто декоммунизировали, а в плане искусства полный, извините, застой. К нам, ребята, за последний год ни одна звезда масштаба Средней Азии на гастроли не приехала, не говоря уже о звездах рок и поп-музыки Европы, куда мы все никак не можем интегрироваться, и США, которые наши стратегические партнеры, как нам верхушка объясняет. Мы живем от выборов до выборов в тотальном и беспробудном культурном вакууме, понимаете. Все что нас пока еще спасает — это бесплатный воздух и наличие интернета, потому триста раз обидно, когда то, чем реально можно было бы гордиться (кинофестиваль "Молодость"), то, что реально могло привлечь в Украину, в Киев старых, но еще живых классиков мирового (а не только польского) кино, на самом деле превратилось в набор дебютных работ начинающих кинематографистов, жирно смазанный программой ЛГБТ-фильмов.

Многие при этом еще задаются вопросом, попали ли в конкурсную программу фестиваля фильмы из России или нашлись смельчаки и показали этим работам кукиш и на дверь? Может и попали, кино оно ведь без национальности и границ, в отличие от государства Украина, куда тот же Джигарханян с Гафтом уже никогда не приедут, а раньше, помните, Армен Борисович в Киеве раз в год бывал, чаще чем в самом Санкт-Петербурге.

Одним словом, спасибо кинофестивалю "Молодость" и лично Андрею Яковлевичу Халпахчи за наше не кинематографическое настоящее и вполне бесперспективное будущее, спасибо тем, от кого в этой стране зависит кинематограф, который отделен от политики и государства. И… кинематографической вам жизни, господа.

P.S. А Халпахчи еще жалуется и негодует, что страна только 200 тысяч гривен выделила на фестиваль и грозится с такими раскладами вообще во Львов переехать. А совесть чиста ли после прошлогоднего поджога кинотеатра "Жовтень"? К тем двумстам тысячам, что страна от пенсионеров, детей-инвалидов и калек-ветеранов АТО оторвала можно смело прибавить стоимость восстановления кинотеатра "Жовтень" и получится цифра уже другая, не такая и маленькая. А не потратил бы город этих денег, до сих пор через крышу кинотеатра на экран кинозала смотрели бы солнечные зайчики традиционной, конечно, ориентации.

Самое читаемое
    Темы дня