наверх
24.04.202403:24
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Борьбы с непогодой нет в приоритетах власти - Шульмейстер

Зима в Украине. Что ни день, то тепловой рекорд (463)

(обновлено: )22920
Директор программы "Инфраструктура" Украинского института будущего Владимир Шульмейстер считает, что в Украине нет запаса прочности ни по технике, ни по готовности для борьбы с непогодой.
Транспортный коллапс в Киеве и области

РИА Новости Украина — Радиостанция Голос Столицы

Непогода обесточила 79 населенных пунктов в Киевской области. Регион утопает в снегу. При этом для борьбы со снегом задействовано около трехсот единиц спецтехники и столько же специалистов. 

Читайте также: По-кличковски. В Киеве из-за снега всех… штрафуют

Коммунальные службы столицы продолжают работать в усиленном режиме вторые сутки и даже привлекли подразделения Министерства оборон к уборке снега. В КГГА уточняют, что прежде всего осуществляется уборка магистральных улиц, после чего снегоуборочная техника переходит на второстепенные улицы.

Почему коммунальные службы не справляются с последствиями непогоды и как политики влияют на развитие дорожной инфраструктуры, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал Директор программы "Инфраструктура" Украинского института будущего Владимир Шульмейстер.

Владимир Шульмейстер, экс-первый замминистра инфраструктуры Украины, директор программы "Инфраструктура будущего" Украинского института будущего

Как вы добрались до нас? Как оцениваете борьбу с последствиями непогоды?

— Добрался до вас прекрасно. Выехал с Жилянской, ехал 22 минуты, все прекрасно. А вот утром я ехал из Николаева и провел незабываемые шесть часов за рулем. И это могло по-разному закончиться. Все, кто планирует ехать в сторону Одессы, не рекомендую: дорога в ужасном состоянии, сотни фур стоят, заблокированы целые участки дорог, приходилось переезжать на встречную. В обе стороны стоит огромное количество фур, автобусы, люди. В общем, кошмар.

Мы сегодня услышали от главы "Киевавтодора", что главная проблема — фуры выезжают на летней резине. Правда ли это?

— Это одна из причин. Но точно не основная. Я от Умани до Киева увидел столько единиц техники, что у меня на одной руке хватило бы количества пальцев, чтобы их посчитать.

То есть, основная причина — мало техники?

— Да. Я вижу это так.

Мы связывались с представителями "Укравтодора", и нам сообщали, что техники достаточно. По вашему мнению, почему приход зимы в Украине — такая неожиданность всегда для коммунальных служб?

— Смотрите, если взять ситуация с банками, помните, у нас есть стресс-тесты. Банки тестируют, проходят они стресс-тесты или нет. Вот если бы у нас то же самое происходило и с инфраструктурой, но у нас инфраструктура стресс-тесты не проходит. Вот сегодня Кличко выступил, посмотрел, что у нас за сутки выпала полумесячная норма осадков. Мы все это сразу ощущаем. Это показывает, что абсолютно нет запаса прочности ни по технике, ни по готовности, вот нет его, запаса прочности. То есть, если все норме с погодой, чтобы суточная норма осадков выпадала, а не полумесячная, то, наверное, мы как-то справляемся. А если, не дай Бог, полумесячная норма осадков, — мы уже за пределами порога чувствительности. И все мы сразу заблокированы. Киев, по сути, со стороны Одессы не досягаем.

Из года в год мы задаем вопрос энергетическим экспертам, беспроблемно ли мы пройдем этот зимний сезон? Говорят: если погода будет нормальная, то пройдем, а так не успели закупить большое количество угля, закачать газ и тому подобное. Получается, каждый раз надо уповать на погоду.

— А я вам отвечу. Дело в том, что государство – это как большая компания. Если компания забюджетировала какие-то вещи, а потом бюджеты не выдерживаются, не хватает почему-то денег, то происходит эффект короткого одеяла. То есть, перетаскивают бюджет с одной статьи на другую. Когда влияние на какие-то решения оказывают политики для того, чтобы достигать своих целей, не связанных с экономикой и людьми, это имеет такие вот последствия в виде отсутствия запаса прочности. Пример с политиками я привожу не просто так. Я совершенно случайно, просматривая результаты голосования за бюджет на прошлой неделе, обнаружил, что депутаты проголосовали пакетно. Проголосовав за бюджет, они, например, проголосовали за изменения, связанные с планированием дорог в следующем году. "Автодор" на многолетнем опыте, изучая ситуацию с дорогами, определил список дорог, которые явлюятся приоритетными с точки зрения развития Украины, экономики. Вот, например, такие две дороги были в списке – это дороги Николаев – Кропивницкий и Николаев – Кривой Рог. Они в ужасном состоянии и уже много лет. Во время голосования эти дороги просто выбросили. Депутаты, которые принимали решения, решили, что эти дороги не такие важные. 

То есть, вместо этих дорог будут ремонтироваться какие-то другие?

– Вот огромное достижение следующего года – появляется дорожный фонд. Но кто будет принимать решение, какие дороги строить, какие нет? Тут политики очень сильно вмешиваются. Так вот, вместо этих двух николаевских дорог сейчас будут дороги ремонтироваться в Черновицкой и Харьковской областях. Я не против этих областей, абсолютно нет. Но кто определяет приоритетность? Оказывается, тот определяет приоритетность, кто хочет сформировать в зале при голосовании за бюджет большинство. 

Сообщения о ремонте дорог на востоке, юго-востоке поступают редко. Например, добраться до Донецкой или Запорожской области достаточно проблематично. Это правда?

– Да, это правда. Когда я работал в министерстве в 2015 году, я тоже это все ощущал. Тогда был пролоббирован проект по дорогам карпатского региона, и чувствовалось очень сильное лобби депутатов. Это Ивано-Франковск, прежде всего, Львов, Черновцы. Это был большой проект на то время, 700 миллионов гривен. Сейчас это продолжается. К сожалению, депутаты из южных регионов не занимаются практически лоббированием и проигрывают целые регионы. Уже никого не интересует, к сожалению, приоритеты страны, то, что у нас дороги на юге Украины разрушаются грузовиками, которые в порты перевозят наш экспортный потенциал в виде зерна и т.д. Политики, к сожалению, полностью меняют акценты. Мы начали тему политиков. Я вернусь к вопросу, почему у страны нет запаса прочности. Любое превышение нормы по осадкам, по температурам – и мы проигрываем, в том числе, потому что приоритеты у тех, кто управляет страной, привязаны не к людям, не к стране, не к ее приоритетам, не к стратегии, которой вообще нет, а привязаны к каким-то политическим задачам, которые партии решают. У нас же каждый год, по сути, потенциально предвыборный. 

Глава МИУ Омелян в ходе обсуждении этой ситуации просит скоординироваться руководителей областей и ведомств для того, чтобы ситуацию упростить. По его словам, у нас есть десятидневный запас горючего и смесей. 

– Десятидневный запас топлива – это нормально. Десятидневный запас соли – я не понимаю, почему такой низкий. Обычно соль закупается "Автодором" у "Артемсоли" перед началом сезона, в ноябре уже стопроцентная готовность должна быть. 

Читайте также: Снегопад вызвал в Виннице коллапс — спецкор

К слову, начальник сектора взаимодействия со СМИ ГУ Госслужбы по чрезвычайным ситуациям в Киевской области Виктория Рубан сообщила, что ситуация в Киевской области на проездных путях – контролируемая, а техники и ресурсов хватает.

Ранее глава управления по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА Роман Ткачук заявил, что в виду непогоды в Киеве водители должны быть готовы к многочасовым пробкам.

Самое читаемое
    Темы дня