наверх
25.09.201807:02
Курсы валют НБУ
  • USD28.11+ 0.05
  • EUR33.10+ 0.10

Жданов: военный бюджет распилили, а весь оборонзаказ у Порошенко

Ситуация с НАБУ далека от разрешения (192)

(обновлено: )6161352
Несмотря на рекордный бюджет Минобороны, отсутствие нормативно-правовой базы для реформирования армии и беспрецедентный уровень коррупции, не оставляют надежды на модернизацию и перевооружение ВСУ, считает военный эксперт Олег Жданов.

Беседовала Анна Лаба, РИА Новости Украина

Как известно, согласно Стратегии национальной безопасности Украины и Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины ежегодное бюджетное финансирование сектора безопасности и обороны должно составлять не менее 5% от валового внутреннего продукта. Однако 5% ВВП выделяется не на армию, как любят об этом говорить, а на все силовые ведомства. По факту украинские Вооруженные силы через Министерство обороны получат лишь 83,3 млрд грн, что составляет около 2,5% ВВП, хотя изначально просили 141 миллиард гривен только на Министерство обороны. Именно эта сумма составила бы 4,3% ВВП.

И хотя на армию выделят почти вдвое меньше, чем те просили, однако эта сумма на 14,5 млрд грн больше, чем в 2017 году, и таким образом ВСУ получат самый большой бюджет за всю историю своего существования. Во время одного из своих выступлений министр обороны Степан Полторак заявил, что бюджет министерства в следующем году переходит из бюджета содержания в бюджет развития.

Действительно ли рекордный бюджет позволит провести реформы и перейти к закупкам нового оружия, а значит — начать техническое переоснащение армии, в интервью РИА Новости Украина рассказал независимый военный эксперт Олег Жданов.

Учитывая тот факт, что Министерство обороны оказалось замешано в нескольких громких коррупционных скандалах, возникают сомнения, дойдут ли эти деньги до армии?

— Деньги до армии дойдут, но они вернутся в качестве откатов. То есть, они пройдут через рукомойник под названием "Министерство обороны".

На чем будут воровать?

— Да на всем том же, на чем и воровали. Вы думаете, хоть одна схема сломана? Даже та скандальная с топливом для армии работает. Сам министр обороны лично взял на поруки своего зама и сказал, что его нельзя увольнять. И еще двух Героев Украины пристегнули к нему. Я вообще в шоке. Такой дискредитации звания "Героя Украины" я еще, наверное, не встречал, когда два Героя берут зама министра, которому предъявлено обвинение в хищении 150 миллионов гривен, на поруки.

Схемы как работали, так и будут работать. Как, допустим, отмывали деньги на том же ремонте техники и вооружения, так и будут продолжать отмывать. Как на закупках топлива отмывали, так и будут отмывать. Дело в том, что большинство тендеров проводится с нарушением процедуры. Точнее, даже нельзя это назвать "нарушением" — просто отработанная схема, когда в последний момент снимаются все фирмы и остается один участник. А потом этот участник начинает выкручивать руки и говорить про инфляцию. И они четко по кабминовскому бюллетеню индексируют цены по уровню инфляции, плюс добавляют форс-мажор 10% — итого, получается увеличение цены на порядка 15-16% просто на ровном месте.

Как именно отмывают деньги на ремонте техники и вооружения?

— Посмотрите, что делает Порошенко, как работают его пропагандисты: на ремонтно-восстановительных предприятиях МО накапливается порядка 100-200-300 единиц техники, это — текущий ремонт техники и вооружений МО, плановый и неплановый, т.е. то, что вышло из строя, сломалось, или то, что снимается с хранения, поставляется в войска. Он это все сгребает со всей страны на один какой-то полигон, приезжает и торжественно вручает новую технику войскам. И под это дело списываются сумасшедшие деньги в плане того, что были произведены закупки. И эту технику потом еще вторично проганяют через Укроборонпром в качестве закупки.

И все это работает, как часы. Почему, думаете, такая война из-за НАБУ? Потому что НАБУ подошло очень близко. Вы же понимаете, что МО — это вотчина президента. И если бы тот замминистра начал говорить на допросе, куда ушли 150 млн, то мы их нашли где-нибудь на Виргинских островах в оффшоре, принадлежащем нашему гаранту. Поэтому идет такая сумасшедшая битва, не на жизнь, а на смерть, за НАБУ.

В этом году Министерство обороны получило рекордный бюджет, он действительно станет бюджетом развития?

— Нет, бюджет копеечный. Если эти 83,3 миллиарда разделить на курс доллара в 30 гривен, заложенный в бюджете, получается, что мы останемся у разбитого корыта. Конечно, цифра рекордная, она каждый год больше предыдущей. А уровень роста цен, а уровень инфляции в государстве, запланированный и нет? А рост минимальной зарплаты? Все это ляжет на эти несчастных 14 миллионов, и они будут сожжены, даже с лихвой.

Вы хотите сказать, что на перевооружение армии средств не хватит?

— Во-первых, очень тяжело оценить перевооружение армии, потому что не существует такого документа, как Программа перевооружения. Вот скажите мне, какая конечная цель реформы Вооруженных Сил? Что мы хотим получить — Цахал, Бундесвер, армию США, швейцарский вариант? Вообще, куда мы идем, что мы строим?

Наверняка в Минобороны знают.

— Тоже, думаю, не знают, судя по действиям Генштаба… Более того, у нас начальник Генштаба не подчиняется министру, и он не пускает министра на пушечный выстрел. Министр моет свою часть денег касательно поставок в армию глобальных вещей — продовольствия, топлива, чуть-чуть ему дают на ремонт техники. Все остальное — это вотчина начальника Генштаба. Потому Муженко и хоронит стратегический оборонный бюллетень, ведь американцы там первым пунктом прописали восстановление системы управления в армии — подчинение начальника Генерального штаба министру. Муженко наотрез отказывается это делать и прячет этот бюллетень от народа.

Мы с вами не понимаем, что мы делаем: какую армию, какого уровня технического оснащения. И все те реформы, которые они проводят, настолько мелкие и настолько ситуативные, несистемные, что это просто пыль в глаза обществу. А реально сейчас задай вопрос начальнику ГШ, в каком году они планируют выйти на какой уровень обороноспособности страны, боеспособности армии, какое поколение вооружений будет — 3+, 4+, 5+ или мы останемся на 2 минус, он не ответит.

В Минобороны могут ответить на этот вопрос?

— Там никто не ответит на этот вопрос, потому что они даже не хотят этим заниматься. Они пилят бюджет… Если мы говорим о перевооружении армии, то должна быть государственная программа, с финансированием в 15-20% ВВП только на Вооруженные силы, а не 5% на силовой блок, из них 2,5 — на армию. И эта программа должна действовать на протяжении минимум 3-5 лет, для того, чтобы мы определились сначала с типом построения Вооруженных сил, с организационно-штатной структурой Вооруженных сил, с системой управления, снабжения, обеспечения и комплектования. И вот только тогда  программа перевооружения.

У нас, кстати, нет на сегодня военной Доктрины. Формально есть, но она устарела. Доктрина 2015 года, а Концепция национальной безопасности — 2016 года. Не может лошадь идти сзади телеги: Доктрина пишется на основании Концепции. Даже это начальник Генерального штаба просто игнорирует и не хочет делать. А под Доктрину надо создавать программу развития Вооруженных Сил, программу перевооружения армии. Тем более что программу перевооружения армии делает не Генеральный штаб, а Министерство экономики. И премьер-министр головой за нее отвечает, потому что это государственная программа и только Кабинет министров, только Минэкономики может нам сказать, как мы можем преодолеть разницу между тем, что мы имеем, и тем, что мы хотим, посчитав деньги: сколько для этого понадобится сил и средств, за какой период времени это можно совершить.

Что получит армия "в сухом остатке"?

— Есть понимание того, сколько потребляют сегодня Вооруженные Силы на жизнедеятельность. Плюс они набавляют там какой-то процент — 5-10% на то, чтобы ремонтировать технику, на внезапные расходы.

Хочу заметить, что бюджет МО построен так же, как и бюджет страны. У начальника Генерального штаба есть статья, которая называется "специальный фонд", из нее можно деньги даже на девочек тратить. Эта статья расходуется по личному указанию начальника Генерального штаба, за его подписью. Куда она расходуется — никто не контролирует. КРУ может проверить, но КРУ Министерства обороны, то есть тоже подневольные люди. И принцип такой, что эта статья всегда наполнена деньгами, и довольно большими деньгами. Не зря же Штаты в сентябре подняли вопрос перед Порошенко во время его визита: создайте, пожалуйста, институт гражданского контроля за оборонным ведомством. Потому что деньги просто уходят в песок. Яркий пример — та же Калиновка. Министр обороны третий раз продлевает срок оглашения результатов расследования. Они ждут, пока народ забудет, потому что никакой ДРГ, никаких беспилотников — просто сгорел склад. Потому что он должен был сгореть.

Почему он должен был сгореть?

— Частная фирма "Таска", которая состоит из 25 государственных предприятий, входящих в состав "Укроборонпрома" и которой принадлежит около 60-70 процентов боеприпасов, оформленных как некондиция, якобы должна была их утилизировать. Что они делают? Они под видом утилизации вывозят пригодные к эксплуатации снаряды, красят-мажут, кладут новую укупорку и продают. Вполне возможно, в том числе и боевикам, потому что нет дыма без огня: когда блокада начиналась там чуть ли не в первом эшелоне под углем обнаружили ящики с боеприпасами. У меня был замполит, он всегда говорил: все для победы, вплоть до предательства. Вот по такому же принципу действует наш президент вместе с его командой. И эта схема абсолютно не нова. В Балаклею свозились латунные, стальные гильзы от артиллерийских танковых выстрелов, со всего АТО, за 2,5 года. Там их десятки тысяч этих гильз было. И по идее, вся Балаклея должна была быть засыпана этими гильзами, но они — "сгорели в пожаре". По документам. И за Балаклею вообще же никого не наказали.

В бюджете 2018 года Минобороны планирует получить на модернизацию и закупку вооружений и военной техники порядка 15-16 миллиардов. Это закупка новейших танков "Оплот" (около $5 миллионов за единицу), принятие на вооружение новых ракетных комплексов. Это осуществимые планы?

— Танк "Оплот"  — это модернизация Т-64Б. И дело в том, что по технической документации "Оплот" — абсолютно другой танк: с корпусом из многослойной композитной брони, с новым двигателем 5ТДФ, с новым механизмом заряжания, стабилизации и системы при наведении прицеливания. А то, что мы модернизированную 64-ку обозвали "Оплотом" — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. На 64-ку ставят французский лазерный прицел с тепловизионным каналом и все — шуруют обыкновенную Т-64 на экспорт.

Что касается "Ольхи", то "Южмаш" имеет возможность производства этих снарядов, он может легко его наладить, и у него есть производственные мощности. Но посмотрите в оборонзаказ, и там вы этих боеприпасов не найдете. Хотя, по идее, можно было бы сейчас загрузить "Южмаш" и пусть бы работал в полную силу и накатал бы 20-50 тысяч этих снарядов. И мы  бы чувствовали  себя более уверенно. Но, к сожалению… Почему завод КРАЗ не сделает "Вербу"? "Верба" — это та же система БМ-21 "Град", только база не УРАЛ, а КРАЗ, и возможность пакетного заряжания. Но где эта "Верба"? Где ее массовые поставки и почему их нет? У нас КРАЗ вообще вылетел из тендеров, и МАЗ выиграл тендер на поставку базового шасси в ВСУ, а завод "Богдан" проводит крупноузловую сборку. А Нацгвардия у нас закупается уже на КАМАЗе — все машины связи и управления. Вместе с секретной аппаратурой, которую они там же покупают, в России.

А москитный флот? Мы что, как сомалийские пираты, шлюпки на веслах и будем атаковать ракетный крейсер "Москва", который в составе Черноморского флота? У него система наведения и поражения эти лодки передавит, как клопов. Но идея москитного флота поддерживается потому, что "Ленинская кузня" производит катера "Гюрза". И поэтому нам не нужны американские корабли береговой охраны, которые уже год стоят в Штатах. И мы не можем принять и перегнать 3 корабля, потому что стоимость перегона — это стоимость одного катера. Вот вам ответ на вопрос. Кстати, весь оборонзаказ — у Петра Алексеевича, весь абсолютно.

Читайте также: Взрыв (не)минуем. Чем закончится война власти с НАБУ?

Получается замкнутый круг?

— Не просто замкнутый — порочный. К сожалению, для армии ничего хорошего ждать не приходится. По моей информации, начальник Генерального штаба создал целый отдел, не порохоботов, а муженкоботов, которые отслеживают каждую публикацию и громят автора, если он говорит правду или кривое слово про начальника Генерального штаба или про Вооруженные силы. Они просто идут другим путем — защищают свои интересы, а не собираются реформировать Вооруженные силы.

Самое читаемое
    Темы дня