наверх
21.09.201921:34
Курсы валют НБУ
  • USD24.43- 0.18
  • EUR26.95- 0.30

Мининфраструктуры явно недооценило стоимость евроколеи - Кава

(обновлено: )1958160
Львиная доля расходов на строительство высокоскоростной железной дороги в Украине ляжет на государственный бюджет, считает экс-заместитель министра инфраструктуры.

РИА Новости Украина — Радиостанции Голос Столицы

В Министерстве инфраструктуры планируют строительство первой в Украине частной железной дороги – из Киева в Одессу. Об этом накануне сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян. По его словам, построена такая железная дорога может быть на условиях концессии "на 49 или 99 лет".  

Читайте также: Отдать концы! Концы отдали. О жизни портов в мире больших денег

В министерстве посчитали, что километр евроколеи будет стоить около 30 миллионов грн, а общая стоимость исходя из протяженности, составит от 500 до 800 миллионов евро. Курсировать по этой железной дороге смогут и пассажирские, и грузовые поезда. При чем – грузовое направление может быть очень перспективным, потому что в министерстве планируют в будущем построить такую частную железную  дорогу в направлении Львова, а дальше – на Польшу. И таким образом можно обустроить целую систему скоростных грузоперевозок. 

Найдется ли инвестор под такой проект и когда он сможет быть реализован, спрогнозировал в эфире радиостанции Голос Столицы экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.

Александр Кава, замминистра инфраструктуры в 2014-2015, эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры

Что скажете про этот проект – он действительно перспективный? 

— Я думаю, это тот проект, о котором можно говорить в долгосрочной перспективе. То есть частная железная дорога потенциально может появиться, но не ранее, чем через 20-25 лет. И что касается инвестиций, оценки министерства очень сильно занижены, поскольку если мы посмотрим на мировой опыт, это и страны западной Европы, и Китай, который активно развивает высокоскоростные железные дороги, то стоимость одного километра строительства высокоскоростной железной дороги обходиться в среднем в 10 млн евро. То есть протяженность маршрута от Киева до Одессы — это порядка 500 км, обойдется не менее, чем 5 млрд евро. Это без учета средств, которые необходимо потратить на выкуп земли.

С такими суммами это в принципе не реально. 

— Я говорю, это перспектива 20-25 лет, не быстрее. То есть если кто-то говорит о том, что проект можно сделать быстрее, то есть люди просто некомпетентны.

В министерстве говорят, что километр евроколеи будет стоить около 30 млн грн, то есть 1 млн евро. Почему такая разница в расчетах? 

— Я не знаю, исходя из чего специалисты министерства делали такие оценки. Потому что есть опыт других стран, есть четкая стоимость одного километра высокоскоростных линий в Германии, в Испании, в Китае, то есть средний уровень — это 10 млн евро за километр. Может, просто специалисты министерства забыли ноль дописать, когда делали оценку. 

Кто может быть заинтересован на сегодня в строительстве подобных дорог на условиях концессии в Украине, Китай?

— Нет, как показывает опыт строительства высокоскоростных железных дорог в мире, как правило, главным инвестором в таких проектах выступает государство. Государство, в случае государственного частного партнерства, берет на себя от 80 до 90% расходов на строительство таких линий. Частный инвестор, если участвует в проекте, может выступить оператором и приобрести подвижной состав и его эксплуатировать. Потому даже если такой проект будет появляться в Украине, нужно понимать, что львиная доля его расходов ляжет именно на государственный бюджет Украины.

Почему сейчас заговорили о скоростной железной дороге?

— Тут нужно у министра спрашивать, почему он делает те или иные заявления. Но я бы смотрел на реалистичные проекты, которые можно реализовать в стране. Тем более, что у нас инфраструктура очень сильно изношена. И, знаете, когда у нас государство не может приобрести для "Укрзализныци" новые пассажирские вагоны и новые дизельные электропоезда, которые возят десятки миллионов граждан, а если посмотреть по результатам года, то услугами железной дороги пользуются порядка 400 млн пассажиров, то есть в среднем каждый гражданин Украины пользуется железной дорогой 10 раз в год, то, наверное, стоит обратить внимание все-таки на такие более реальные, более приземленные потребности граждан. Чем говорить о высокоскоростных железных дорогах, которые могут появиться не ранее, чем через 20-25 лет, и то при условии стабильного развития экономики и роста платежеспособности граждан. Поскольку все-таки поездки в высокоскоростных поездах очень дорогие и сопоставимы со стоимостью авиаперелетов.

Почему выбрано именно одесское направление? 

— Для меня это тоже загадка. Поскольку, если говорить о перспективности высокоскоростных маршрутов на территории Украины, то как раз маршрут Киев-Одесса тупиковый. Мы прекрасно понимаем, что за Одессой только Черное Море. И если уже смотреть на перспективность, то я бы все-таки в первую очередь говорил о высокоскоростной железной дороге из Киева через Винницу, Хмельницкий, Тернополь во Львов с возможностью продления в страны Европы. А также второй маршрут — это Киев-Полтава, от которого можно сделать разветвление на Харьков, Днепропетровск, Запорожье и в перспективе на Донецк. То есть эти маршруты были бы гораздо более востребованными, и если посмотреть количество граждан Украины, которые проживают в покрытии этих маршрутов, это в разы больше, чем в направлении Киев-Одесса.

Почему в проекте предусматривается строительство европейской колеи? 

— Я соглашусь, что это звучит немного нелепо. Потому что эффективность перевозки и грузов по колее 1520 мм гораздо эффективнее, чем по европейской колее. Это касается и перевозки пассажиров, поскольку наш подвижной состав более широкий, и соответственно, более вместительный, что позволяет уменьшить расходы на перевозку одного пассажира. 

А что касается грузовых перевозок, также благодаря большим габаритам и большим нагрузкам на ось, уже европейцы согласились даже с тем, что это эффективнее, чем в европейских вагонах. Например, на территории Польши есть самое глубокое проникновение железной дороги колеи 1520 мм, от украинской приграничной станции Изов до Котовицы, на 400 км в глубину территории Польши. Так вот, на эту железную дорогу, которая имеет протяженность всего лишь 400 км, то есть это порядка 2% от протяженности всей сети железных дорог в Польше, приходиться 10% грузоперевозок железной дорогой Польши. Потому делать какой-то плюс от евроколеи в нашем случае очень сложно.

Ранее директор программы "Инфраструктура" аналитического центра "Украинский институт будущего" Владимир Шульмейстер заявил, что тарифы "Укрзализныци" убивают развитие транспорта в Украине.

А транспортный аналитик Максим Гардус подчеркнул, что тарифы украинского ж/д перевозчика поднимает каждый новый глава якобы на вагоны.

Самое читаемое
    Темы дня