наверх
20.04.202401:42
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Вырастут ли тарифы на 25% вместе с ценой на уголь?

Тотальная нищета, рост цен и тарифов (1004)

(обновлено: )94880
Эксперт по вопросам энергетики Сергей Дяченко отметил, что повышение тарифов в разгар отопительного сезона — самоубийство для власти.

РИА Новости Украина — Радиостанция Голос Столицы

Уже в четверг, 23 ноября, Нацомиссия государственного регулирования энергетики и коммунальных услуг может принять решение о подорожании угля на 25%.

Как это может повлиять на структуру угольного потребления в энергетической системе рассказал эксперт по вопросам энергетики Сергей Дяченко в эфире радиостанции Голос Столицы.

Что касается планов НКРУ по поводу  возможного повышения фиксированной цены угля в составляющей тарифа, есть ли для этого решения экономические обоснования? 

— Где-то месяца, кажется, полтора назад министр Насалик сказал, что в кратчайшие сроки будут предприняты меры относительно улучшения экономики шахт, повышения рентабельности, чтобы можно было привести инвестора туда. И там речь шла, что будет улучшение качества оборудования. Я в комментариях тогда сказал, что это все разговоры, что единственный способ резко повысить рентабельность шахт — повысить цену на уголь. И другого нет. 

Потому что цикл в угольном производстве довольно длинный, и это очень капиталоемкая отрасль. То есть туда надо много вкладывать. Вот вам результат. Это прямой результат того, что сейчас пытаются сделать в отопительный сезон. Как будто не понятна была летом ситуация нынешняя экономическая. Сейчас в отопительный сезон надо повышать цены. Такого никогда не делали. В отопительный сезон всегда табу на повышение цен. И понятно, почему. Особенно, сейчас, при нынешних расценках. 

А вообще если обобщать, все-таки наиболее глубинная причина — это то, что мы имеем вот этот рост цен и слабо контролируемый — это прямое следствие монополизма в отрасли электроэнергетики, который был создан где-то на последней волне приватизации в начале 2012 года, когда была последняя волна приватизации тепловой генерации. Вот был создан, по сути, монополизм в отрасли. И мы имеем последствия. То есть все причины, все проблемы в отрасли решаются путем повышения цен.

Ваш прогноз, завтра будет принято такое решение о повышении цен на уголь, и о повышении тарифа? 

— Надеюсь, что нет. Потому что это самоубийство для политической власти. В отопительный сезон нельзя так делать. Даже если надо, то это должен быть диалог с обществом, надо объяснить, для чего это, что в плохом состоянии то-то, надо срочно. То есть вот это все должно было быть публично объяснено. 

Могут ли принять это решение, а потом героически решать проблему? 

— Президенту тут арбитром не получится быть, потому что он в это дело вовлечен изнутри. То есть наезд был на фирташевские структуры, сейчас будет на ДТЕК и на него. То есть тут сверху этой ситуации он не станет. 

Насколько целесообразно на сегодня в структуре тарифа закреплять составляющую импортного угля? 

— Это так называемое суррогатное ценообразование. Если рынка нет, то берут точку, где рыночное ценообразование, то есть тот же Роттердам, там уголь не производят. Это порт, куда свозится уголь, через который везется. Но там, в принципе, считается, что это площадка, где рыночные цены, поэтому ее берут. Но суррогатное ценообразование еще никогда в жизни нам не помогло. Вот мы имеем суррогатное ценообразование по газу, нам газовый контракт когда составляли, взяли страну-суррогат Италию. Имеем цены на 25% выше, чем в среднем по Европе. Если брать базовую. 

Читайте также: Рост тарифов не гарантирует никому роста качества услуг — Гаврилечко

Тут та же история будет. У нас достаточный объем угледобычи, просто надо делать рынок, и соответственно, делать так, чтобы был конкурентный рынок и ценообразование было рыночным и можно было им пользоваться для работы. А поскольку у нас монополизм… Это не выход. Какое может быть сравнение, у нас сейчас абсолютно не развиты рынки базовые. У нас нет фондового рынка. У нас деформированные рынки валютные. То есть надо развивать и строить нормальную экономику. А таким образом, что мы делам? Монополизм делаем в отраслях, а у нас в большинстве отраслей сложилась монопольная структура. Это у нас приводит и к заниженной цене рабочей силы, потому что понятно, мы в каждой отрасли имеем дело с монопольными товародателями, трудонанимателями, естественно, что они держат низкие цены на рабочую силу, и она вымывается к соседям сейчас и т. д. То есть реформами надо заниматься. А у нас все реформы сводятся к повышению цен.

Монополист действующий заинтересован в таком повышении цен на уголь?

— Ему легче так работать. Он цены повысил, переложил все свои проблемы на потребителя и работает дальше. Это закончится рано или поздно. Народ же сделает виноватым его. Поэтому будет неприятно всем. Нельзя этого делать ни в коем случае. И с социальной точки зрения, и с экономической. В отопительный сезон никто этим не занимается. И это лишний раз говорит о том, что отраслью занимаются ситуативно. Там, где горит, там и гасят. Вот все, что могу сказать.

Читайте также: Что бюджет грядущий не учел? Курс доллара, инфляция, госдолг

Ранее эксперт по вопросам энергетики Мария Яковлева заявила, что Украина импортирует больше 20 млн тонн угля из РФ и неподконтрольного Донбасса.

Кроме того, член Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Михаил Бондарь отметил, что создание угольной Нацкомпании прикроет "кормушки" руководителей шахт.

Самое читаемое
    Темы дня