наверх
28.03.202420:42
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Зачем создается стабилизационный запас топлива. Комментарий эксперта

(обновлено: )411
Эксперт в сфере энергетики Леонид Косянчук в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что государственный резерв топлива должны создавать не за счет налогоплательщиков страны, а на гранты ЕС.

Уже в 2017 году Украина собирается заложить первую партию топлива в стабилизационный запас. Планируется, что объем госрезерва топлива составит около двух миллионов тонн, на общую сумму более миллиарда долларов. 

Читайте также: Военный кризис в Украине не закончится в ближайшее время – политолог США

Окончательно госрезерв будет создан к 2022 году, но уже сейчас разрабатывают план реализации проекта. На сегодняшний момент есть три варианта: накопить нужное количество нефтепродуктов и постепенно повышение акциз на них, взять кредиты от Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития или введение топливного налога. В случае выбора третьего варианта водителям придется выложить примерно на 40 копеек больше за каждый литр бензина. 

Подробнее инициативу властей по созданию госрезерва топлива в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал президент ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук.

Расскажите подробнее об инициативе создания стратегического резерва нефти и нефтепродуктов.

– Стратегический резерв и стабилизационный фонд – это разные вещи. Стабилизационный фонд создается государством за свой счет, чтобы проводить топливные интервенции в случае ценовых катаклизмов. Чтобы проводить топливные интервенции, чтобы уменьшить цену, чтобы соотношение спрос-предложение свести в свою пользу. Это делается, когда рынок не регулируемый государством, а именно такой рынок мы с вами и имеем. 

Стратегический резерв создается не государством, это дело содружества государств на отдельной части земной суши, которые не имеют своих ресурсов в достаточном количестве. А Европа – именно такая часть. Они создают стратегический резерв на случай каких-то природных катаклизмов или глобальной войны, чтобы в течение сорока суток эти государства могли жить. 

Если мы это должны делать по требованиям Европы, куда нас, как я понимаю, никто не собирается пускать в ближайшем обозримом будущем, то люди моего возраста до этого уже точно не доживут. Пусть это все делается за счет грантов и за счет того же богатого ЕС, которому некуда девать деньги, а не за счет налогоплательщиков Украины. 

И надо понимать, что происходит у нас в стране на сегодняшний день. На сегодняшний день у нас эти комсомольцы у власти другого ничего не знают и не умеют, как собирать комсомольские взносы – то есть налоги с народа. И все проблемы государства мы должны решать за счет народа, всего народа. Не отдельной его части, которая владеет всеми ресурсами Украины, небольшой группки отдельных привилегированных людей, а просто за счет трудового народа. 

Вот вам и тарифы, вот вам теперь уже и на стабилизационный фонд. Может быть, кому-то кажется, что у нас цены на топливо очень низкие?

В итоге у нас собираются создать стратегический резерв или стабилизационный фонд? 

– В итоге никто ничего не понимает, потому что у нас в Украине отсутствует энергетическая стратегия государства. Это одна из форм дополнительного заработка грантоедов вроде этого энергокоммьюнити. 

Вот я как-то прочитал пару рекомендаций энергокоммьюнити, и хочу вам сказать, что нашел три упоминания вместо слова Украина слова Бангладеш. То есть о чем это говорит? Выделяет Европа деньги для помощи Украине. 

Грантоеды приезжают в Украину, берут брошюру, созданную для Гватемалы или для какой-то еще недоразвитой страны, переписывают обложку, переписывают названия, поэтому я нашел три места, где они даже не увидели, что там написано Бангладеш вместо Украины.

Пока разговоры об этом не могут повлиять ни на какую ценовую ситуацию на рынке. Но если появится какая-то коррупционная схема для создания стабилизационного или стратегического резерва, то, конечно, это повлияет на цену, особенно если это будет заложено в акциз, потому что акциз – это тот налог, который в конечном итоге заплатим мы с вами. 

С моей точки зрения, это вообще не приемлемо в данных условиях, потому что у нас цены на топливо давно превысили возможность покупательской способности населения, а с другой стороны, я считаю, что и стратегически это сегодня не своевременный, потому что получается, как в той поговорке: "коваль коня кує, а жаба ногу підставляє".

У Украины есть ресурсы для хранения такого запаса нефтепродуктов? 

– Единственная государственная компания, которая имеет такие ресурсы, не совсем в достаточном количестве, – это "Укртранснафта". Это та компания, которую, слава богу, за 15 лет борьбы отобрали у Коломойского.

То есть эта компания имеет ресурсы для хранения двух миллионов тонн госрезерва?

– Во-первых, у нас по территории Украины идут трубопроводы: нефтяные и нефтепродуктовые – так вот, если на границе перекрыть задвижку, то вот вам в трубе это количество топлива или нефти, это и может являться частью стратегического резерва. 

Для стабилизационного фонда это дело государства, но, как мне кажется, это государство уже настолько растянули по офшорам, что оно таких средств не имеет. Хотя, опять-таки, это те же средства, которые заплатили мы с вами в виде налогов. 

Какой путь выберут для создания такого фонда или резерва: повышение акциза, кредиты, введение топливного налога?

– Кредиты возьмут. Но разворуют. А эту схему они попробуют реализовать за счет нас с вами, то есть за счет увеличения налогов: акциз, еще какой-то налог на проживание в стране лишнего народа. 

Читайте также: Хорошо забытое старое. Новый ударный украинский вертолет Ми-8МСБ-В

Я не знаю, что они еще придумают. В любом случае, мы уже три года смотрим, как это происходит за наш с вами счет. И повышение тарифов на ЖКУ, и повышение цены топлива.

Ранее Леонид Косянчук в эфире радиостанции спрогнозировал, как изменятся цены на различные виды топлива.

Напомним, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский в эфире "ГС" заявил, что если газа в ПХГ не хватит на зиму, будут решать проблему за счет собственного населения.

Самое читаемое
    Темы дня