наверх
18.04.202411:24
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперты обсуждают зарплаты депутатов, бюджет-2017, встречу в Берлине

Повышение соцстандартов или пыль в глаза (213)

(обновлено: )1085
Эксперты Михаил Павлив, Иван Яковина и Виктор Уколов в эфире "ГС" заявили, что для восстановления целостности Украины нужно отказаться от минских соглашений, а шумихой вокруг повышения окладов депутатов отвлекают от других статей госбюджета-2017.

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

В ночь на 20 октября в Берлине проходили переговоры "нормандской четверки" — канцлера ФРГ Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда, президента Украины Петра Порошенко и президента РФ Владимира Путина. В ходе встречи лидеры стран договорились разработать дорожную карту, которая станет основным документом по имплементации всех минских соглашений. 

Верховная Рада проголосовала за госбюджет-2017. Проект был утвержден в первом чтении в последний день, определенный для этого Бюджетным кодексом. За решение проголосовало 230 нардепов. Свои выводы парламент передаст в Кабмин. Тот должен их учесть и внести в ВР в двухнедельный строк на второе чтение госбюджет-2017, то есть до 2 ноября.

Последствия встречи "нормандской четверки", результаты принятия в первом чтении проекта госбюджета-2017 в эфире "ГС"прокомментировали политический эксперт Михаил Павлив, эксперт-международник Иван Яковина, политолог Виктор Уколов.

Встретились в Берлине 19 октября лидеры Франции, Германии, Украины и России. С интерпретациями того, о чем договорились, расходятся политические обозреватели. Удалось ли сдвинуть минские договоренности с той мертвой точки?

Павлив: Есть несомненный плюс, даже я бы сказал несколько плюсов в этих обстоятельствах. Первое — это то, что все-таки стороны переходят к некоему согласованию некой дорожной карты по реализации "Минска". Потому что итогом подписания "Минска" был некий набор функций, действий, но без алгоритмизации их выполнения. Было много кривотолков, споров по очередности, по функционалу. Здесь же было серьезное продвижение в вопросе безопасности. Это расширение функций и полномочий, и объема применения миссии ОБСЕ. Здесь, повторюсь по поводу дорожной карты, было сформулировано, было четко обозначено очередность — все-таки сначала политическая часть минских соглашений, а потом передача контроля за границей, не контролируемой на сегодняшний день. Это все-таки расставляет в определенном смысле точки над "і", хотя еще много чего придется согласовывать, еще масса подводных камней, о чем сказали, собственно, все четыре главы государства. Саму эту встречу нужно считать уже, в принципе, большим позитивом, потому что последние полгода, на мой взгляд, минские соглашения, мягко говоря, буксовали. 

Яковина: Я считаю, что минские соглашения — это плохо, для Украины это невыгодные соглашения, и были приняты они в условиях давления, в том числе военного давления, и по-хорошему, надо было бы от них отказываться.

Но сейчас говорят о безальтернативности, в том числе после встречи "нормандской четверки" в Берлине.

Яковина: Есть задача — восстановление территориальной целостности Украины. Какие способы для этого используются — это очень даже альтернативно и обсуждаемо. Там много есть путей. Не обязательно эти минские переговоры, которые, мне кажется, совершенно очевидно не выгодны Украине. Раз взялись их исполнять, то давайте попробуем. Вот этот момент с тем, что граница будет передана под контроль Украины только после проведения выборов в этих несчастных образованиях, я думаю, это очень большой минус, это серьезная бомба заложена под Украину. И я не понимаю, почему на это пошли. Хотя сейчас это пытаются разными способами маскировать, прикрыть, лакировать и т.д. Но дело кончилось, в общем-то, "зрадой", нехорошо закончилось. И я думаю, что разгребать последствия вот этого "Берлина" будем еще очень долго. Миссия ОБСЕ, даже вооруженная миссис ОБСЕ не справиться в полной мере с контролем над границей — это невозможно. Даже сейчас миссия ОБСЕ ни с чем не справляется, по сути дела. Настолько серьезный вопрос, как контроль над границей, ей поручать, мне кажется, абсолютно опасно. И если выборы будут проведены именно в этих условиях, я думаю, мы получим там такое "правительство", что от нынешней администрации вот этой будет очень мало отличаться.

Как вы считаете, что может остаться за кадром переговоров, что может быть тайной?

Яковина: Я думаю, могут остаться за кадром какие-то подробности политического устройства будущего на всех этих территориях. Но не рассказать, оставить в секрете какие-то подробности этих соглашений, этой дорожной карты — это политически очень рискованный шаг. Открытость, я думаю, более полезна и выгодна Украине в данном случае.

Читайте также: Развели, как котят. Украина, цена газа свой/импорт и рост тарифов

Павлив: Я полагаю, что в политической части, непубличной составляющей есть огромное количество информации уже накопленной, уже обмена мнениями, наверняка, существуют тонны документов, сформулированных, принятых. Все это находится не под сукном, но под зонтиком. В моем понимании, это классическое проявление политики не двойных стандартов, Но инструментария двойного, потому что по обе стороны разграничения в Европе и в США. Любая подобная информация может вызвать не прогнозируемые последствия в общественной среде. Я уверен, что очень многие вещи, которые обсуждаются в рамках "нормандского формата", могут сильнейшим образом ударить как по имиджу Порошенко, так по имиджу Путина, по имиджу Меркель, Олланда. У этого айсберга есть огромная подводная часть, и многие вещи мы так и не узнаем.

Но ведь публичная часть далеко не факт, что будет выполнена. Даже если взять закон о выборах на Донбассе, о котором шла речь, все эти моменты вряд ли пройдут.

Павлив: Я думаю, что если будет политическая воля президента, то голоса наберутся. Другой вопрос, что это повлечет за собой распад действующей коалиции и спровоцирует очередной виток политического кризиса, выхода из которого будет три. Первое. Это все, скорее всего, произойдет на следующей сессии. Либо президент проигнорирует распад коалиции и будет в ручном парламенте и на каждом голосовании в ручном порядке набирать голоса, либо будет запущен механизм очередных, внеочередных парламентских выборов, либо будет сформирована новая коалиция с участим БПП, "Воли народа", "Видродження", возможно, РПЛ или "Батькивщины", формулировок найдется достаточно. Я полагаю, что будет выбран первый сценарий, и он какой-то период будет существовать.

Зарплаты народных депутатов. Инфографика

На этой неделе проект бюджета проголосовали в ВР в первом чтении. И были тоже достаточно серьезные перипетии — то находили голоса, потом опять не находили. И затесался в этом документе пункт о повышении зарплат народным депутатам ровно вдвое.

Павлив: Я считаю абсолютно бестолковым и популистским обсуждать повышение зарплат депутатам, потому что реальная дополнительная нагрузка на бюджет просто смехотворна, будем говорить прямо. Я бы не искал здесь никакого символизма. Гораздо важнее, например, какие другие расходные части присутствуют в этом бюджете. В части социальной политики, оборонный бюджет, который, по мнению, как минимум, половины  страны, чрезмерно раздут. Хотя другая половина полагает, что так и должно быть. В общем, очень комфортно было спрятать голосование за основу бюджета за вот этим шумом по поводу повышения депутатских зарплат. Может быть, специально вообще было внесено это, чтобы орали, кричали, топали ногами по этому поводу, не обсуждая другие, намного более важные статьи.

Уколов: Як колишній депутат, не можу згадати, коли приймався бюджет в першому читанні, тобто це неймовірно рано для ВР.

По бюджету предусматривается увеличение финансирования всех силовых ведомств, не только Минобороны, а, например, пять миллиардов дополнительно получает МВД, 1,3 миллиарда — Генпрокуратура, практически в два раза увеличивается финансирование НАБУ. Наши правоохранительные, силовые органы показывают такие результаты, чтобы их финансировать?

Павлив: На самом деле это чудовищная проблема. Это несоразмерная и ненужная нагрузка на наш бюджет. Лучше решить проблему Донбасского конфликта политическим путем, и тогда не нужно будет наращивать эти страшные оборонные бюджеты, и тогда сэкономленные деньги могут пойти на зарплаты, пенсии, на поддержание фельдшерских пунктов, на поддержание школ. А это сейчас уходит на содержание оборонных бюджетов, на совершенно неоправданные бюджеты правоохранительных органов. У нас органы, призванные бороться с коррупцией, гораздо больше дыру создают.

Уколов: Так історично склалось, що частина тих, хто обороняє Україну, є Нацгвардією, а вони підпорядковані якраз МВД, тому коли ми говоримо про фінансування силового блоку, то там іде частина фінансування саме оборони України.

Читайте также: Очередная победа США. Украинские АЭС переведут на Westinghouse

Ранее эксперт по вопросам бюджетной политики Людмила Супрун в эфире Голоса Столицы заявила, что в предлагаемом правительством бюджете на 2017 год много недочетов и ошибок.

Напомним, народный депутат Юрий Деревянко сказал в эфире Голоса Столицы, что проект бюджета на 2017 год не предусматривает выделения местным бюджетам средств на финансирование ряда направлений.

Самое читаемое
    Темы дня