наверх
25.04.202410:31
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Внешняя политика: работающей стратегии у Украины нет – эксперт

Нидерланды-Украина-ЕС: ассоциация в режиме standby (651)

(обновлено: )53902
Эксперт Николай Капитоненко прокомментировал ошибки и достижения украинской дипломатии за 25 лет независимости, а чрезвычайный и полномочный посол Украины в Канаде Андрей Шевченко заявил, что уровень финансирования нашей дипломатии неудовлетворительный.

Президенты Украины Петр Порошенко и Польши Анджей Дуда подписали совместную декларацию, принятую в Киеве 24 августа. В декларации отмечается, что восстановление мира в Украине имеет ключевое, решающее значение для безопасности всех европейских государств, в том числе Польши.

Главы государств подчеркнули ключевую роль трансатлантического единства для обеспечения безопасности и стабильности в Европе и мире и подтвердили поддержку политики "открытых дверей" НАТО и признали право и перспективу Украины получить в будущем полноправное членство в Североатлантическом альянсе в соответствии с волей украинского народа.

Читайте также: Кому праздник, а кому и нет. Как прошел День Независимости в Киеве и Донецке

Также Петр Порошенко анонсировал кадровые перестановки среди украинских послов, которые состоятся в ближайшее время. Об этом он заявил во время встречи с представителями украинских дипучреждений с участием президента Польши Анджея Дуды.

Подробнее о визите Анджея Дуды, а также украинской дипломатии, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал директор центра исследований международных отношений Николай Капитоненко.

Президент Польши Анджей Дуда совершил визит в Украину, в ходе которого с президентом Петром Порошенко подписали совместную декларацию. Насколько этот визит, эти переговоры способны нивелировать те сложности в отношениях между Украиной и Польшей, которые обострились в последние пару месяцев в связи с признанием Сеймом Польши Волынской трагедии геноцидом поляков?

– По-моему это хороший протокольный визит, который подчеркивает важность двусторонних отношений, поляки традиционно наши друзья и адвокаты в евроатлантических структурах, в ЕС. 

То, что происходит, последствия принятого Сеймом решения, это отдельная история, которая уходит корнями в глубокую историю двусторонних отношений, и в непростую историю первой половины ХХ века. 

Это будет иметь последствия более долгосрочные, более глубокие, не настолько поверхностные.

Ну, даже есть уже соответствующие проекты решений зарегистрированные.

– Да, есть соответствующие проекты решений, есть разные варианты реакции со стороны профильного комитета ВР, и на мой взгляд, симметрично здесь действовать не имеет смысла, потому что момент сегодня особый для Украины, и он не менее важен для Польши, и выводить какие-то противоречивые моменты на передний план было бы непродуктивно для обеих стран. 

Найти какой-то ответ, который позволил бы не заострять внимание, не зацикливаться на сложных моментах в истории двух стран, не давать так называемой негативной исторической памяти формировать содержание двухсторонних отношении, по-моему, в этом заключается главная задача.

Со сменой посла США изменится ли позиция Вашингтона по отношению к Украине? И почему смена посла произошла за несколько месяцев до конца президентского срока Обамы?

– Я не думаю, что смена посла приведет к изменению позиции Вашингтона. Скорее, могло бы быть наоборот, но и этого тоже не произойдет, потому что стратегия США в отношении Украины давно сформировалась, она последовательна и она не предусматривает каких-то резких движений. 

Даже когда поменяется американский президент, американская стратегия в отношении Украины поменяется незначительно. Поэтому я бы рассматривал назначение нового посла исключительно как элемент дипломатической практики, ротации дипломатов внутри американской дипслужбы.

Есть ли у Украины на сегодняшний день четко сформулированная внешнеполитическая доктрина?

– Формально она есть, есть документы, целая система документов, которые вроде бы отвечают на вопрос о том, какова внешняя политика Украины, и к чему мы стремимся. 

Но в украинской практике слова несколько расходятся с делами, и во многом цели, которые поставлены перед нашей внешней политикой, они являются недостижимыми. А одним из элементов хорошей стратегии является достижимые цели и в частности критерии, по которым можно определить, достигнуты они или нет. 

С этой точки зрения, работающей стратегии внешней политики у Украины пока нет.

От президента мы часто слышим, что целями становятся знакомые многим лозунги – и подписание соглашения об ассоциации, сейчас – это получение безвизового режима. Насколько у этих лозунгов есть реальное наполнение?

– С моей точки зрения судить о стратегии исключительно по лозунгам, конечно, вряд ли получится, но даже если посмотреть на те цели, которые мы перед собой ставим и на те, которые мы потом достигаем, то можно увидеть их несоответствие главному критерию – они недостижимы на сегодняшний день, они не реалистичны. 

То есть они могут работать как некие идеалы, ориентиры, миссии или видение государства, как оно позиционирует себя в современном мире, какие разделяет ценности. Но в качестве стратегических ориентиров они не очень хорошо подходят.

Вот эти разговоры о безвизовом режиме появились ведь не вчера, не позавчера, не два и не три года назад. Вступление в ЕС – это не самоцель. 

Присоединение к НАТО – это не самоцель для получения безвизового режима. Это все инструменты для достижения других, более общих, более абстрактных целей, которые преследует любое государство для укрепления безопасности, создание вокруг себя более благоприятного окружения, улучшения климата для экономического развития, привлечения инвестиций, решения каких-то социальных задач. 

У нас же рассматриваются эти вещи как некие маркеры, которые нужно было любой ценой достичь. 

Это один из упреков, которые мы слышим в адрес украинских дипломатов, что мы, в основном, реагируем, но не формируем повестку дня. Кто должен заниматься формулировкой новых ответов на старые вопросы, возможно, и на новые ситуации? Есть ли в Украине мозговые центры, которые занимались бы разработкой внешнеполитических концепций?

– На протяжении последних двух лет стало очевидно, что у Украины нет готовых ответов и нет организации и институтов, и людей, которые могли бы эти ответы генерировать. 

Здесь проявилось много долгосрочных проблем, которые накапливались – и проблемы с образованием, что у нас хромает подготовка высококвалифицированных специалистов внешней политики, аналитиков, стратегов и тому подобных специальностей. Здесь отложились проблемы взаимодействия разных институтов в сфере внешней политики, а также кризис гражданского общества. 

На самом деле, за 2-2,5 года новых хороших идей с сфере внешней политики безопасности предложено фактически не было.

Почему новых идей нет? Есть центры, есть эксперты в международных отношениях. У них тоже есть инерционность?

– У них, как и у значительной части аппарата, попросту не хватает знаний, умений. 

Я, например, лично участвую в процессе обучения специалистов–международников последние 15 лет, и многих из тех, кто являются или считают себя экспертами международных отношений, я знаю лично как своих бывших студентов, и я понимаю, в чем слабые стороны украинского образования. 

Я понимаю, насколько иногда плохо подготовлены наши специалисты в том, что касается взаимодействия со своими партнерами в других странах, решений каких-то нестандартных задач. К тому же у нас сегодня специалистами стали все, не только те, у кого есть диплом политолога-международника, но и люди, у которых дипломов с профильным образованием нет вообще, но им достаточно назвать себя экспертом, и они комментируют любой международный процесс. 

То есть сегодня аналитические способности украинского экспертного сообщества достаточно скромны и явно не соответствуют тем вызовам, которые стоят перед обществом и государством.

Каким образом происходит работа посла на практике? Каким образом он может увеличить влияние?

– Посол должен понимать, как происходит политическая жизнь в стране, в которой он работает, понимать, встречи с какими людьми могут помочь ему продвинуть те или иные вопросы, он должен проводить двустороннюю работу по трансляции украинской позиции всем ключевым людям, которые участвуют в принятии решений в стране, и обратную коммуникацию. 

Идеальный посол – это тот посол, который ходит на эфиры, который дает много интервью, который работает с публикой.

Насколько сегодня действительно безальтернативна евроинтеграция?

– Ничего безальтернативного и безвозвратного в политике нет. Внешняя политика очень гибкая и динамичная вещь. Очень много факторов на нее влияют. 

Нам нужны понятные цели, достижение которых бы находились в наших руках, а не лежало бы в Вашингтоне, Берлине, Брюсселе. Например, возвращаясь к безвизовому режиму, мы хотим, чтобы европейцы выполнили свои обязательства и дали безвизовый режим. 

Они действительно должны были сделать, по большому счету. Но они этого делать не хотят. Теоретически, государство, на территории которого происходит военный конфликт, у которого проблемы с контролем над границами, в котором высокий уровень коррупции, безвизовый режим не должно получить. 

Но мы хотим его получить, потому что у нас – цель. Гораздо эффективнее было бы принять другое решение, например, пойти навстречу европейцам и отказаться от безвизового режима в том виде, в котором мы хотим его получить. 

Мы бы оказали европейцам большую услугу, за которую могли бы попросить что-то более нужное и важное, чем безвизовый режим, например, финансовые ресурсы, помощь в укреплении институтов государственности, помощь в укреплении обороноспособности страны – то, что сегодня более важно, чем безвизовый режим. 

Нужна ли украинской дипсистеме перезагрузка, в эфире "ГС" прокомментировал чрезвычайный и полномочный посол Украины в Канаде Андрей Шевченко.

Прокомментируйте ситуацию, которая сегодня сложилась в украинской дипломатической службе. И Гройсман, и Порошенко говорят о необходимости определенной перезагрузки, серьезной ротации украинских диппредставителей за рубежом и финансирования. Есть ли действительно проблемы с финансами и кадрами?

– С финансированием и президент, и премьер сказали, что они знают, что уровень финансирования нашей дипломатии неудовлетворительный. И есть инициатива премьера увеличить финансирование в следующем бюджетном году. В принципе, слова, которых очень ждали дипломаты.

Вы услышали от президента или в закрытом режиме конкретные указания, какую стратегию внедряет Украина на международной арене?

– Я думаю, что на самом деле дипломатическая служба разная и послы очень разные. И различные посольства. 

Что касается стратегии, мне кажется, ключевые направления для нас очевидны, давайте говорить то, что есть на самом деле, никогда за всю украинскую историю мы не играли настолько важную роль в глобальных процессах в мире, как сейчас. Никогда наш голос не был столь важным. 

С другой стороны, есть трудности, есть большая усталость от украинского вопроса. Это означает, что мы не можем все время идти на симпатиях мира к нашему Майдану, и на сочувствии мира к нашей ситуации в связи с войной. Нам нужно находить новые аргументы.

Относительно кадрового обеспечения диппредставительств Украины за рубежом. Какая с этим ситуация?

– Своей командой, командой посольства Украины в Канаде я очень доволен. По другим посольствам, я думаю, что ситуация неравная, и по многим направлениям свежая кровь не помешала бы. 

Но когда кто-то говорит, что у нас нет дипломатической службы, что надо всех списать, уволить, я вам скажу: это не судейская система, где за коррупцию и абсолютно моральное падение системы действительно нужна тотальная чистка. 

Здесь если и нужны изменения, то надо искать, определять конкретно сегменты, где они нужны.

Почему не были заняты должности послов Украины во многих странах? Петр Порошенко в очередной раз пообещал в ближайшее время назначить послов, но до сих пор их не было.

– Президент заявил о предстоящем назначении послов в шести странах, и это, вероятно, дело ближайших нескольких дней. Что касается, почему долго назначались, то, зная президента очень долгое время, думаю, что это вопрос его избирательности в кадровых решениях. 

Мне кажется, что он действительно отдавал очень большое время поиску человека, которому он доверяет. Хорошо это, или плохо, помогает это стране или нет, это уже другая дискуссия. Но если мы хотим понять логику, он действительно считает, что он должен поставить подпись под указом, если он уверен в этом человеке. 

Он так и сказал: у меня по всем этим позициям есть десятки возможных вариантов, я хочу, отправляя человека за границу, быть уверенным, что это лучшее назначение.

Ранее, экс-министр иностранных дел Украины Константин Грищенко отметил, что сейчас в Украине разрушена система формирования внешнеполитических приоритетов и об эффективной дипломатии говорить не приходится.

К слову, эксперт по международным вопросам Сергей Слободчук в эфире "ГС" прокомментировал срыв переговоров между Петром Порошенко и лидерами ЕС, а также заявил, что украинский президент хочет избежать обвинений в развале "нормандского формата".

Самое читаемое
    Темы дня