наверх
23.04.202409:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Вступительная кампания-2016: что нужно знать. Разъяснения замминистра

(обновлено: )1273
Первый заместитель министра образования и науки Инна Совсун проанализировала вступительную кампанию 2016 года, а также пояснила, почему количество вузов в стране необходимо сократить.

Во время вступительной кампании больше тысячи абитуриентов подали около полутора миллиона заявлений на поступления в вузы. Самыми приоритетными для поступления направлениями стали филология, право и менеджмент. Об этом сообщают в Министерстве образования.

В ведомстве отмечают, что 185 тысяч абитуриентов по результатам кампании рекомендованы к зачислению на бюджетные места. В пятницу, 5 августа, был крайний день, когда будущие студенты должны подать свои документы, чтобы их зачислили на бюджет.

При этом сразу после оглашения информации о поступивших с зачислением в вузы начались проблемы. Например, на некоторые специальности бюджетные места, как оказалось, просто не выделили.

Подробнее вступительную кампанию 2016 года в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала первый заместитель министра образования и науки Инна Совсун.

Сколько первокурсников в стране будет в сентябре?

– Точной цифры мы еще сказать не можем, потому что зачисление еще не прошло. Зачисление на бюджет будет происходить до шестого августа, а на контракт – до 12-го. Тогда мы сможем точные цифры сказать.

Но для нас было критически важно в этой вступительной кампании, каким образом сработает модель, когда бюджетное место само "ходит" за сильнейшими абитуриентами.

Мы увидели 1 августа, каким образом эта модель работает и какие университеты получали больше мест, так как к ним шли сильные абитуриенты. И какие университеты получали меньше мест, так как к ним пошли слабые абитуриенты.

А раньше бюджетные места распределялись вручную министерством?

– Именно так. Все обсуждают вопрос, что есть огромное количество вузов, несоизмеримое с размерами страны, несоизмеримое с количеством населения, что не соответствует никаким демографическим тенденциям. И качеству образования – также.

Около 300 университетов есть в Украине. А в Великобритании, где в полтора раза больше населения, университетов чуть больше сотни. Очевидно, что количество вузов в Украине росло в 90-х — начале 2000-х, когда любой бывший колледж, техникум, институт становились университетами.

На сегодня мы имеем огромную сеть вузов, которые не обеспечивают качества, и эта сеть нуждается в корректировке.

Какое у нас соотношение людей со средним и высшим образованием?

– Я думаю, что Украина скоро выйдет на первые места по этому показателю, так как из-за этого разрастания количества учебных заведений у нас сегодня не абитуриенты борются за места в университетах, а университеты борются за то, чтобы абитуриентов удержать.

Потому что демография такова, что если десять лет назад из школы выпускались 500 тысяч выпускников ежегодно и претендовали на места в университетах, то в этом году у нас 200 тысяч ребят закончили школу.

И это сразу означает, что теоретически количество людей, которые могут вступить, уменьшилось – и очень существенно. А сеть не уменьшилась, поэтому нам нужно как-то реагировать на это, и одним из методов реагирования является отказ от ручного распределения.

И что важно помнить, такая демографическая ситуация будет продолжаться до 2020 года. И мы не можем сохранить 300 университетов, если у нас уменьшается количество потенциальных студентов.

То есть в этом году у нас недобор студентов?

– Смотря что определять как недобор. С одной стороны, мы имеем фантастический показатель, когда у нас прошлые годы около 80% выпускников школы идет в университет.

Это, к сожалению, очень сильно бьет по качеству тех, кто идет. Потому что одно дело — отбирать 30-40% лучших, другое дело – отбирать 80% из потока выпускников школы.

Очевидно, в таком случае мы берем людей, которые не готовы к обучению и высшему образованию.

Кто набрал больше всего госзаказов и по какому механизму это происходило?

– Это сложный математический алгоритм, который распределял абитуриентов в зависимости от выбранных ими приоритетов, распределял их по местам госзаказа.

Но что произошло перед тем? Изначально государство фиксирует, сколько мест по каждой специальности оно готово финансировать. Государство зафиксировало, сколько оно готово финансировать по специальности "право", сколько по специальностям в области ІТ, сельскохозяйственным и т.д. То есть здесь не могло быть такого, что вдруг все бросятся на "экономику".

После этого университеты устанавливали, сколько максимум они готовы принять на госзаказ. Этот максимум не мог быть больше, чем на 25% от показателя прошлого года.

Если какой-то университет имел, допустим, 100 мест на специальность "экономика", они в этом году могли сказать, что мы максимум можем взять на бюджет 125 абитуриентов.

Что выгоднее вузу: контракт или бюджет?

– Это зависит от специальности. По подавляющему большинству специальностей выгоднее брать бюджетников. Потому что бюджетник стоит дороже, чем среднестатистический контрактник.

Если посмотреть на стоимость контракта и на то, сколько государство выделяет на бюджетника, то несмотря на то, что это звучит нелогично, но за бюджетника университеты получают больше.

Кроме специальностей, которые являются дорогими из-за рыночной конъюнктуры. Это "право", "экономика" в первую очередь. Там высокая стоимость контракта определяется не высокими расходами университета на подготовку этого специалиста, а потому что это очень популярные специальности, которые стали механизмом зарабатывания денег для университетов.

Например, по специальности "право" все жалуются, что государство выпускает много юристов. Но надо посмотреть, что по специальности "право" 80% выпускников – это выпускники-контрактники.

Университеты зарабатывают на этом. И это слишком часто идет вразрез с интересами повышения качества и подготовки специалистов. Часто это становится погоней за дипломом, а не за знаниями.

Что будет с маленькими региональными вузами?

– Мы сделали предварительный анализ распределения между регионами. Распределение между регионами было очень неравномерным.

У нас есть регионы, где много университетов, куда многие поступают – это Киев, Харьков, Львов, немного меньший процент по отношению к количеству выпускников школы – это Днепр, Одесса, и есть меньшие города и областные центры, где всегда было меньше выпускников, где всегда были меньшие университеты.

Потому что там меньше людей живет?

– Во-первых, меньше людей живет, также есть университеты, которые не привязаны к области.

Да, есть университеты специфические: авиационные университеты в Харькове, в Киеве. Они, очевидно, готовят специалистов для отрасли, а не для региона. Они не привязаны к региону, они собирают абитуриентов из разных регионов.

Есть университеты, которые выполняют определенную региональную функцию и должны сохраниться. Вопрос в том, сколько их должно остаться. Потому что когда в маленьком городке есть пять-семь университетов, то это распыляет ресурсы и финансовые, и человеческие, и абитуриентов.

Если есть много университетов, это значит, что оптимизация сети должна состояться. Мы просто распыляем ресурсы, удерживая огромное количество зданий, огромное количество работников – и эти деньги могут использоваться более эффективно.

Может, в каком-то случае нам потребуется не пять профессоров, а три, но платить им можно адекватную, хорошую зарплату. И чтобы это были настоящие, качественные профессора, подготовленные, квалифицированные и т.д.

Что важно? Мы сравнили распределение абитуриентов между регионами в этом году и в прошлом. Так, некоторые регионы немного потеряли, но какого-то значительного перетока, существенного роста концентрации абитуриентов в Киеве не произошло.

Если смотреть 20 университетов, которые больше других выиграли в этой вступительной кампании, то более половины из них – 11 учебных заведений – в регионах, причем среди них есть университеты, которые в небольших городах находятся.

Это Каменец-Подольский университет, это университет в Луцке, которые увеличили количество студентов, очевидно, за счет того, что они нацеленно работали с абитуриентами, они рассказывали об университете, проводили профессиональную ориентацию и т.д.

Не пострадали ли вузы, переехавшие из неподконтрольных территорий, из-за новой системы?

– Очевидно, они имели большие недоборы по итогам прошлого года, также не все из них смогли набрать абитуриентов в этом году.

Хотя ситуация различна, в зависимости от типа университетов, так как в эвакуированные университеты выпускники школ с неподконтрольной территории Донбасса могли поступать без ВНО, на основе вступительных экзаменов.

Идея как раз была в том, чтобы дать возможность этим университетам набирать абитуриентов за счет тех детей, которые, возможно, побоялись бы сдавать ВНО или в силу того, что они два года учились по другим программам, не могли конкурировать по этому показателю.

Какие у нас лучшие вузы?

– Больше всего абитуриентов добрали следующие университеты. На первом месте Львовская политехника. Они добрали дополнительно – по сравнению с прошлым годом – почти 500 мест. На втором месте Киевский университет Шевченко. Они около 400 мест добрали по сравнению с прошлым годом – причем на физику, на которую хронические недоборы были, они набрали максимальный объем.

Каким образом они это сделали?

– Они работали со школами, они работали через проведение различных олимпиад.

Второй момент – просто сильнее абитуриенты, которые готовы были на физику идти, смогли сконцентрироваться в университете Шевченко, а те, которые из регионов, готовы были приехать.

На третьем месте Экономический университет имени Гетьмана, Университет Каразина входит также в топ-10, Киевский национальный торгово-экономический, Львовский имени Франко, Каменец-Подольский национальный университет имени Огиенко это, пожалуй, самый неожиданный заведение в топ-10, КПИ – и это тоже очень радует, потому что хронически политехника недобирает студентов: люди не хотят идти на технические специальности.

И замыкает этот список Киево-Могилянская Академия, которая в процентном значении набрала больше, чем те, кто впереди идут, но поскольку университет маленький сам по себе, то рост незначителен.

В КПИ недобор, несмотря на бум IT-индустрии?

– К сожалению, в прошлом году ректор КПИ очень переживал, потому что были недоборы. Это, к сожалению, большая проблема, что выпускники школ не хотят идти на физику, химию, не хотят идти на естественные специальности.

Как вы прокомментируете проблемы со вступлением, с которыми столкнулись в этом году абитуриенты?

– Во всех случаях надо смотреть, абитуриент получил ли вообще рекомендации к зачислению, всегда надо уточнять в приемной комиссии, каким образом они формируют списки, как они выбирают абитуриентов.

Потому что обращение, когда абитуриент говорил, что у меня должно быть рекомендация, а университет говорит, что рекомендации нет, – в каждом случае оказывалось, что это не так, и абитуриент получил рекомендацию по результатам распределения.

То есть это вуз выжидает, когда абитуриент уже разочаруется, поймет, что бюджета не будет, принесет деньги на контракт?

– К сожалению, да.

Жаловались, что некоторые специализации Минобразования отменило буквально в день объявления списков. Так ли это?

– Я знаю эту историю. Специализацию не отменили, ее университет забыл правильно внести.

В данном случае это действительно технический сбой с внесением информации об имеющихся местах государственного заказа, которые университет получил, поэтому сейчас университет совместно с Минобразования, если есть желающие, которые по конкурсу могли бы претендовать на эту специализацию в университете Шевченко, добирают абитуриентов.

Все случаи, когда нам говорили, что кого-то зачислили с более низкими баллами, хотя другому предложили место, ни разу не подтвердились.

Я откровенно вам скажу: мы очень переживали, что алгоритм не сработает. Самые страшные ожидания были в понедельник, когда объявлены результаты, семь вечера, и кто-то мне пишет, что здесь есть абитуриент, у него первый приоритет, у него высокий балл, а ему не предоставлена рекомендация. Не этот абитуриент пишет, а люди, которые мониторят систему.

Я откровенно была близка к состоянию паники, потому что мне тогда показалось, что мог произойти сбой. Но оказалось, что в этой конкретной ситуации этот абитуриент до того был зачислен на военную специальность в один из университетов Минобороны, а в таком случае он не участвует в общем распределении.

В некоторых случаях имеют место махинации университетов, когда абитуриентам говорят, что у вас нет бюджета, хотя мы видим, что он по системе проходит как рекомендованный к зачислению на бюджет.

На телефон дозвониться откровенно сложно, но обращение в Facebook, обращение на электронную почту могут быть более эффективными.

Точно вам скажу, что на все отвечаю или я, или кто-то из моих помощниц. Поэтому, если вопросы есть, обращайтесь.

До какой даты можно попробовать исправить ситуацию?

– Зачисления на бюджет состоялись до шестого августа. Если вдруг окажется по состоянию на шестое число, что произошли какие-то проблемы при зачислении, это также можно корректировать с 8 августа.

Как вы прокомментируете работу системы "Вступ Инфо"?

– Были проблемы с тем, как показывается результат. В некоторых случаях действительно звонили абитуриенты, говорили: мне не показывает рекомендацию. А мы смотрим в нашей внутренней базы, к которой имеет доступ университет, и видим, что у человека есть рекомендация.

Поэтому "Вступ Инфо" – это рекомендуемый нами метод проверки, но не стопроцентный. Где информация полностью соответствует, так это в личном кабинете абитуриента, когда он оттуда подавал документы, у него напротив каждой заявки стоит отметка.

Если человек пришел на бюджет а в следующем году решил переехать в другой город или государство, бюджетное место остается за вузом?

– Если человек будет отчислен через некоторое время, затем университету остается это место, которое учреждение может перераспределять самостоятельно, может перебросить куда-то.

Преимущественно университеты используют эти места для контрактников, плюс некоторые категории есть, разные контрактники – дети, которые поступают на контракт, потом меняются семейные обстоятельства – кто-то из родителей потерял работу, заболел очень сильно, просят дети о переводе по контракту на бюджет, и в таком случае университет просто использует это место для таких ситуаций.

Если студент видит, что он успешный, он может требовать отдать ему это место?

– Он может обратиться к руководству факультета или кафедры, где он учится, и просить о переводе на бюджет. То есть это возможно и довольно часто используется.

Часто университеты просят определенное место, которое освободилось, перераспределить для студента с другого, например, факультета, потому что у нас есть факультеты, где вообще нет контрактников. У них места освобождаются.

Особенно это касается, к сожалению, технических специальностей.

В Минобразования заявили, что на педагогические специальности подавались абитуриенты с низкими баллами. Как вы это прокомментируете?

– Это, к сожалению, ситуация, которую мы наблюдаем не первый год.

Есть аналитика, кто идет учиться на преподавателей физики. Начиная с 2013-2014 годов анализ показывает, что туда идут люди с низкими баллами. И это, конечно, ситуация, которая требует реагирования в рамках вступительной кампании.

В рамках вступительной кампании это не откорректировать, потому что приоритеты и мотивация поступающих определяются раньше. Мы не можем на учителя физики брать человека, который едва сдал вступительные экзамены.

Необходимо различными путями мотивировать – повышенная стипендия, например. Государство должно взять на себя обязательство – платить в таком случае адекватную зарплату, иначе мы рискуем оказаться в ситуации, когда просто некому будет работать в школе.

Ранее исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный отметил, что нелогично увеличивать количество мест госзаказа, оставляя финансирование на прежнем уровне. По его словам, качество бесплатного образования в Украине существенно снизилось.

К слову, Инна Совсун в эфире "ГС" заявила, что вузы больше не будут требовать от студентов справку о трудоустройстве, чтобы отчитаться перед Минобразования.

Самое читаемое
    Темы дня