Министерство образования и науки одобрило изменения в учебные программы для 1-4 классов общеобразовательных школ. Соответствующее решение принято на коллегии министерства.
Изменения предусматривают сокращение некоторых предметов, уменьшение нагрузки для детей и смену акцентов при обучении.
О том, что меняется в школьной программе и почему, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал главный эксперт по реформе образования "Реанимационного пакета реформ" Владимир Бахрушин.
Не приведет ли образовательная реформа просто к падению образования?
– Во-первых, и вчера про это Лилия Михайловна (Гриневич, – Ред.) говорила достаточно подробно, реформы содержания образования, которые есть, происходят в рамках действующих стандартов.
То есть, те реформы, о которых сегодня говорят, это еще не старт всех реформ, которые планирует министерство. Но тем не менее, они идут в том же направлении.
И главное, в чем я вижу смысл всего этого, это то, что регламентируется результат обучения, и снимаются требования к процессам получения результатов.
В частности, одна из реформ – это то, что не будет расписано, сколько часов на какую тему надо потратить. То есть, учитель будет сам смотреть на то, как продвигается процесс обучения с конкретным классом, и будет планировать работу с этим классом.
Если снимается ограничение по часам изучения той или иной темы, тогда не получится ли, что учитель будет ориентироваться именно на отстающих в классе? Не получится ли так, что из-за отстающих весь класс будет стоять на месте?
– Но ведь учителя тоже кто-то будет оценивать. Тут вопрос в том, как будут сформированы показатели, по которым будут оценивать учителя.
Потому что есть риск того, что если он будет ориентироваться только на отстающих, то в целом результаты его работы окажутся не очень удовлетворительными. И я не думаю, что будет массовый подход, что учитель должен будет стремиться ориентироваться на отстающих.
В то же время учитель не может ориентироваться только на сильных учеников, потому что тогда, наоборот, сильные будут продвигаться вперед, а все остальные будут стоять на месте.
То есть, опять же, с конкретным классом учитель должен будет искать какие-то оптимальные подходы, чтобы все развивались. Но опять же, насколько я помню, свой процесс обучения, хороший учитель может этого достичь.
Снятие временного ограничения на изучение той или иной темы может быть подготовкой к введению 12-летнего обучения?
– Не думаю,что эти вещи как-то взаимосвязаны. Это, скорее, уход от того, что учитель вынужден был переходить к новой теме, когда класс еще не освоил предыдущую тему.
И второе – учитель может комбинировать и параллельно на нескольких уроках рассматривать несколько тем в комплексе. И это часто бывает более эффективно и с точки зрения того, чтобы дети понимали, о чем идет речь, и чтобы им интересно было. И чтобы был результат.
Снятие количественного показателя по скорости чтения – это позитивный фактор?
– Я вам могу привести пример своей соседки. При поступлении в первый класс от нее требовали норматив по скорости чтения и от всех остальных тоже, достаточно высокий норматив, к концу года в классе практически никто читать не мог. Потому что это просто не было предусмотрено программой первого класса.
Я думаю, что сам по себе этот норматив не имеет смысла еще и потому, что все-таки важным является то, чтобы дети понимали, что они читают, а не обеспечивали скорость чтения.
Предлагаемые изменения, по вашему мнению, являются системными?
– Нет, системные изменения все-таки будут в законе об образовании. И на его основе дальше отразятся в новых стандартах. А те изменения, которые происходят сейчас, это те недостатки, которые можно пытаться исправлять в рамках действующего закона и в рамках действующих стандартов.
О том, нужны ли изменения системе образования и какие, в эфире "ГС" своим мнением поделились слушатели радиостанции.
Вячеслав: Можно оставить все как есть. Но только, чтобы детям отменили домашние задания. Они приходят домой и еще там до ночи сидят, что-то пишут, отдыхать им просто некогда.
Надо как-то так сделать, чтобы они все делали в школе, а дома почитать что-то, выучить какой-то стих. А для министерства я бы посоветовал просто убрать эти фонды. Вот с чего надо начинать реформу в школах.
Андрей: Я сам по своей профессии художник, и к тому же преподаватель. Я считаю, что эта реформа очень нужна.
В Европе дети не получают оценок в первых классах, дети обучаются в игровой форме, и у них нет ненужных предметов. Мы боролись за эту реформу очень долго, и слава Богу, что с приходом нового министра это все как-то движется в сторону реформирования модели образования.
Александр: То, как дети, мне пришлось с внучкой столкнуться, учатся в первом классе, это вообще издевательство над детьми. Чтобы в первом классе считать, вычитать, складывать до 100, не знаю, зачем так нагружать детей.
Мы, старики уже, учили нас нормально всему и раньше. И мы не дураками выросли. У меня высшее образование, я не могу решать задачки за четвертый класс у ребенка.
Вадим: Хочу поделиться мнением, как отец ребенка, окончившего начальную школу. Та программа, которая существовала, на данный момент существует, она ужасная. Она не сбалансирована, не учитывает особенности детской психологии и психики соответственно. Дети были перегружены. И самое главное, что у детей отбили охоту учиться дальше. Это самое страшное.
Причем, бедные были не только дети и их родители, но и учителя. Потому что не было и нет, фактически, достаточного количества учебников, программа не сбалансирована, и они жалуются. Менять программу, существующую сейчас, особенно для начальных классов, нужно, это 100%.
Сергей: На самом деле была прекрасная система при СССР, при которой ребенок успевал все выучить и в высшие учебные поступали, то есть, достаточный был уровень образования. А с обеда ребенок приходил и гулял.
Теперь дети сидят до ночи, учат уроки, света белого не видят. Более того, ввели по два, по три иностранных языка с первого класса. Система образования превратилась вообще в сбор денег на школу, в фонд школы. Вместо учебы в простой бизнес. Собираем деньги и формально проводим какие-то занятия.
Весь день так, что ребенок не имеет вообще свободного времени. Может, эти реформы и будут направлены на лучшее, но мне кажется, менять нужно все кардинально.
Как заявила в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт Ирина Когут, школьная программа слишком перегружена, от чего страдает качество обучения. По ее мнению, в первую очередь нужно реформировать старшую школу.
Читайте также: Расследование убийства Шеремета: чем дальше, тем сложнее
Исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный отметил, что нелогично увеличивать количество мест госзаказа, оставляя финансирование на прежнем уровне. По его словам, качество бесплатного образования в Украине существенно снизилось.