наверх
24.04.202406:53
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Заработок украинцев на коррупционерах. Комментарий эксперта

Военная растрата. Коррупционный скандал в Минобороны (420)

386
Депутаты ВР предлагают вознаграждать за помощь в разоблачении коррупционеров в размере 10% от суммы, возвращенной в бюджет. Как работает эта практика в других странах и как поможет Украине, прокомментировал эксперт Ярослав Юрчишин.

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, которым предлагается вознаграждать украинцев за помощь в разоблачении коррупционеров. Если кто-то из граждан поможет антикоррупционным органам, он сможет рассчитывать на 10% от суммы, за которую будет привлечен нечистый на руку чиновник.

Кроме того, предлагается усилить охрану информаторов на время проведения досудебного расследования.

Законопроект, авторами которого являются 14 народных депутатов, уже поддержали в организации Transparency International. Подробнее о законопроекте и последствиях такой практики в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал главный эксперт антикоррупционной группы РПР, исполнительный директор Transparency International Украина Ярослав Юрчишин.

Такая практика существует в других странах мира?

— Да. Особенно она была популярна в Италии, и сейчас популярна в Италии. Просто всплеск борьбы с мафией там пошел на спад.

Во времена, собственно, борьбы с мафией в Италии человек, сдавший мафиози, особенно это касалось участников группировок, мог рассчитывать до 25% от суммы, которая была возвращена государству в процессе уголовного производства.

Практика награждать обличителей, в принципе, достаточно распространена в мире, проценты зависят от многих причин — от уровня преступления, от практики судебной. Но материальное поощрение очень весомый стимул, не единственный, но действенный стимул для сотрудничества в борьбе с коррупцией.

10% — это от той суммы, в растрате которой обвиняется тот или иной коррупционер?

— От тех средств, которые будут возвращены в бюджет, поскольку в уголовном производстве против коррупционера может идти о значительно больших средствах и возможном ущербе государству.

То есть, например, на газовых схемах государство потеряло уже несколько миллионов, но если бы эти схемы развивались дальше, то такая сумма могла бы вырасти.

В принципе, в вину человеку могут поставить как первую, так и вторую сумму, но в казну государства вернется какая-то часть только с первой суммы.

Вам известно, сколько средств из коррупционных преступлений возвращено в госбюджет в этом году?

— В течение последнего года по состоянию на начало июня эта сумма составляла 11 тыс.грн.

Всего 11 тыс. грн. за 2016 год?

— Да. И эта сумма просто мизерная, учитывая то, какие объемы коррупции в стране.

Но это прямое следствие того, что фактически подавляющее большинство громких дел, как дело, например "Укргаз-Энерго", дело Онищенко, или дела коррупционных судей, которые сейчас ведут НАБУ, они пока только на этапе судебного расследования.

Там залоговые деньги и суммы, в растрате которых обвиняют, идут на миллионы. То есть, мы ожидаем, что к концу этого года — в начале следующего года эта сумма возрастет в десятки раз.

Следователи антикоррупционных органов смогут получить эти 10%, подавая себя гражданами, которые помогли вернуть средства в бюджет?

— Не смогут. Это совсем другой процессуальный статус.

В подавляющем большинстве обличителями будут те люди, которые фактически были достаточно глубоко задействованы в схемах, и просто для них это стимул очиститься, выйти из коррупционной схемы и иметь возможность сотрудничать со следствием еще до того момента, когда началась активная фаза со следствием.

У нас есть законодательный пробел и в том, чтобы человек, который уже под следствием, но желает сдать так называемую "большую рыбу", человека, который возглавлял коррупционные схемы, на данный момент очень затруднено сотрудничество со следствием.

Фактически, в руках правоохранительных органов есть возможность лишь заменить причину привлечения к ответственности на смягчающую.

В развитых странах сотрудничество со следствием чрезвычайно развито, но здесь вопрос экономического обеспечения этих процессов. Мы, понимая, что сейчас в государстве сложная экономическая и социальная ситуация, заложили возможность, чтобы обеспечение защиты даже по действующему законодательству человека, который сотрудничает со следствием в уголовном процессе, и в процессе следствия доказано, что есть угроза жизни, может претендовать на государственные средства на пластическую операцию, вплоть до смены пола, изменения места жительства.

Конечно, на это средств не хватает, но в данном законопроекте предложено, что могут использоваться не только бюджетные средства, а и средства международных организаций.

Мы знаем, что и в ГПУ, и в НАБУ нормальное сотрудничество с правоохранительными органами других стран, которые готовы не только помогать в следственных действиях, работая в совместных группах, а и, фактически, покрывать определенные расходы. Конечно, если для этого будет соответствующая законодательная база в Украине.

А как определить, что именно этот человек помог в расследовании?

— Это человек, который предоставил определенную уникальную информацию, и при этом он отслеживает, имеет право по данному закону на получение информации, как продвигается расследование.

Если человек предварительно работал на этом предприятии или каком-то учреждении государственном, то, фактически, согласно этому закону, создаются внутренние каналы информации или специальные отделы, или просто прямая связь с Нацполицией или с НАБУ, в зависимости от уровня совершенного преступления.

И, соответственно, когда человек дал такую информацию, он по закону получает право на обратную связь, как идет следствие. То есть, это не так, как происходит сейчас, когда люди обращаются довольно часто в прокуратуру, в милицию, а оттуда никакой информации не приходило.

И, фактически человек не понимал, имеет ли та информация, которую он предоставил, какое-то дальнейшее развитие, все просто спустили на тормозах.

Сейчас законом определен статус обличителя и его право не только на защиту, а на получение информации о продвижении этого дела. Если с конфискацией, то от той сумму, которая была конфискована, возвращена в бюджет, на 10% этот человек имеет полное право претендовать.

А брать или не брать — это уже решение самого человека.

Нет ли у вас опасений, что в случае, когда речь идет о достаточно больших суммах, не будут сами правоохранители устраивать определенные сделки и фабриковать дела против отдельных чиновников или требовать взятку?

— Учитывая распространенность коррупционного мышления среди наших, особенно старой закалки, правоохранителей, мы не исключаем такой возможности. То есть, злоупотреблять любым законом, в принципе, можно.

Но у этих чиновников есть возможность использования этого же закона, чтобы сдавать тех же правоохранителей. Но уже через, скажем так, гораздо значительные приговоры, потому что это, фактически, построение коррупционной схемы.

То есть, данный человек, если он попытается сейчас с помощью данного закона давить на государственных чиновников и требовать взятки, он сам попадает под действие антикоррупционного законодательства.

В этом случае ответственность будет в разы больше, как организатора такой схемы, человека, который злоупотребляет служебным положением. Есть ожидания, что детективы НАБУ и прокуроры специализированной антикоррупционной прокуратуры будут вести себя честно, есть больше надежд, чем бы это касалось действующей ГПУ.

Читайте также: Foreign Policy: главные враги Украины — ее лидеры

К слову, адвокат Маркиян Галабала подчеркнул, что в случае объявления подозрения Николаю Азарову или его сыну Генеральная прокуратура не сможет использовать ту информацию, которую она получит от них как от свидетелей по делу "Укрнафты" и "Укргаздобычи".

Директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков на 106 FM заявил, что политические факторы влияют на возбуждение уголовных дел, а серьезные расследования по лицам, которые подозреваются в коррупции, но близки к представителям действующей власти, не проводятся.

Самое читаемое
    Темы дня