наверх
24.04.202408:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Около трети бюджета потрачено на энергетические субсидии поставщикам - эксперт

Тарифные протесты. (299)

(обновлено: )50920
Эксперт Реанимационного пакета реформ Святослав Павлюк в эфире "ГС" заявил, что тарифы всегда были убыточны, фактически люди платили 20% стоимости, поэтому около трети национального бюджета потратили на энергетические субсидии поставщикам энергии.

Днепропетровский областной совет обратился к Верховной Раде и Кабинету министров Украины с требованием ввести мораторий на повышение с 1 июля 2016 года тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.

Примечательно, что ранее депутаты Днепропетровского, Киевского, Житомирского и Львовского городских советов решили ввести мораторий на новые коммунальные тарифы и обратились к парламенту с просьбой пересмотреть формирование цены на коммуналку.

Читайте также: Социологический опрос: "тарифная бомба" вот-вот взорвется

Корреспондент из Днепра Наталья Василенко в эфире "ГС" сообщила, чем руководствовались депутаты Днепропетровского облсовета, принимая решение о моратории: "Прежде всего, они аргументируют тем, что если люди будут платить по повышенным тарифам, то фактически им придется платить за двухкомнатную квартиру сумму, равнозначную утвержденную Кабмином прожиточного минимума, и просят Кабмин поднять для начала зарплаты и пенсии, уж потом поднимать коммунальные тарифы, потому что действительно сумма получается в пределах 1200 – 1500 гривен за одну квартиру — достаточно большая сумма. Власти Днепропетровской области ожидают официального решения, потому что механизм именно таков. Кроме введения моратория, депутаты требуют запретить поставляющим организациям тепла, газа, электроэнергии выставлять абонентам счета авансом, то есть наперед, и требуют запретить взимать пеню за просроченные коммунальные платежи".

Спецкор также отметила, что после направленного в Кабмин требования ввести мораторий, пока ничего не изменилось. Новых платежек с повышенными тарифами горожане еще не видели, просто потому, что их не успели разослать физически.

Обращение к парламенту с просьбой пересмотреть формирование цены на коммуналку в эфире "ГС" прокомментировал эксперт Реанимационного пакета реформ Святослав Павлюк.

Как вы прокомментируете обращение Днепропетровского облсовета к парламенту и правительству с просьбой ввести мораторий на повышение коммунальных тарифов, ведь эти органы не формируют тарифную политику, такое обращение может иметь положительный эффект?

— Базовой проблемой правительственных коммуникаций является то, что они рассказывают о повышение цен, повышении тарифов тогда, когда речь не столько о повышении цен. Они практически не изменились. Проблема не в том, что правительство хочет заработать на повышенных тарифах. Правительство просто хочет перестать доплачивать, потому, что эти тарифы всегда были убыточны, и всегда мы из национального бюджета за них платили. И практически десятилетиями люди пребывали в иллюзии, что они платят полную стоимость, а по факту они платили 20%. Поэтому, если говорить о моратории — не может орган местного самоуправления устанавливать мораторий, запрещать органу высшего уровня принимать какие-то решения. Речь идет о том, что правительство центрального уровня сказало городам, что больше не хочет доплачивать за энергию поставщикам. И Кабмин предложил заместить эту схему, где он доплачивал за газ, за тепло в разный способ, заплатить тем, кто не может за это заплатить, и получить субсидии. Если у нас субсидии в предыдущие годы получали 100% населения, то сейчас их получает реально треть прошлого года. Две третьих начало за себя платить, наконец. И правительство перестало на это тратить деньги. То есть тарифы на тепло фактически рассчитываются местными коммунальными компаниями. Их потери — 13%, в каком-то городе потери в пределах 20%, в каком-то городе 50%. И все эти потери ложатся в тариф. Фактически, коммунальные предприятия идут в убыток.

Власть четырех украинских городов ввела мораторий на повышение тарифов. Аналогичное решение планируют принять в Одессе и Запорожье. Такой механизм может быть действенным, если, к примеру, руководство всех регионов обратится к центральной власти с просьбой отсрочить повышение коммуналки?

— Все города были предупреждены о повышении коммуналки еще, грубо говоря, с 2009 года. В 2014 году, когда появилось первое постмайданное правительство, был обнародован график повышения цен, доведение их до рыночного уровня. Речь идет не о том, что правительство или город зарабатывают на этих тарифах. Правительство просто перестает их дотировать. Мы около трети национального бюджета потратили на энергетические субсидии поставщикам энергии. И, очевидно, поставщики энергии этому не рады, потому что они потеряли своего крупнейшего клиента, который им платил за весь этот газ и тепло. А люди, которые получили платежки, они начали теперь экономить. И потребление газа упало на треть. Поэтому поставщики будут явно не рады, что их рынок уменьшается. Он уже упал на 30%, он еще упадет процентов на 40%. То есть у нас будет сокращение потребления, мы запустили реальный проект по энергоэффективности. Это очень важно понимать. Важен не сам тариф, а счет, который приходит. Если вы хотите, чтобы доплачивала центральная власть, то она сказала, что этого делать не будет, то есть вы можете из городского бюджета… весь бюджет развития пойдет в оплату дальнейшего неэффективного потребления.

К слову, генеральный директор центра исследований энергетики Александр Харченко согласен с мнением премьер-министра Украины Владимира Гройсмана о том, что уже через несколько лет тарифы на коммунальные услуги могут быть снижены.

Ранее председатель парламентского подкомитета по вопросам энергосбережения Алексей Рябчин высказал мнение, что инициатива вице-премьер-министра Геннадия Зубко — создание Фонда энергоэффективности является положительной, но только в комплексе с другими мероприятиями и новым законодательством.

Самое читаемое
    Темы дня