наверх
28.05.202210:05
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Укрзализныця" и коррупционные миллионы. Комментарий НАБУ

Военная растрата. Коррупционный скандал в Минобороны (420)

(обновлено: )73910
Пресс-секретарь НАБУ Светлана Олифира сообщила, что чиновники "Укрзализныци" вывели из госбюджета 20 млн грн, а эксперт Максим Гардус заявил, что за последние месяцы на предприятии было два крупных скандала, связанные с махинациями.

В последнее время работа "Укрзализныци" сопровождается громкими коррупционными скандалами и уголовными историями.

Вчера, 25 июля, задержали начальника департамента планирования и контроля закупок "Укрзализныци". Детективы Национального антикоррупционного бюро Украины подозревают его в участии в коррупционной схеме. В частности, в том, что чиновник завладел государственными средствами во время проведения госзакупок "Укрзализнычпостач".

В НАБУ отметили, что готовится ходатайство об избрании подозреваемому меры пресечения. Детективы и прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры будут настаивать на содержании его под стражей. Там предполагают, что, оставив на свободе начальника департамента планирования и контроля закупок "Укрзализныци", может быть вмешательство стороны защиты в ход досудебного расследования. Кроме того, чиновник – по примеру других коррупционеров – может просто покинуть страну.

Подробнее о задержании начальника департамента планирования и контроля закупок "Укрзализныци" в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала пресс-секретарь Национального антикоррупционного бюро Украины Светлана Олифира.

Расскажите более подробно задержания начальника департамента планирования и контроля за закупками "Укрзализныци". Что ему инкриминируют?

– Детективы НАБУ вместе с прокурорами специализированной антикоррупционной прокуратуры разоблачили схему завладения государственными средствами во время проведения госзакупок на предприятии "Укрзализныцьпостач" – филиала "Укрзализныци". 

Раньше детективы уже задержали трех человек, причастных к этой схеме. Сегодня задержали четвертое лицо – начальника департамента планирования и контроля за закупками "Укрзализныци". Сейчас ему сообщено о подозрении по статье о присвоении, растрате имущества или завладении им путем злоупотребления служебным положением, а досудебное расследование по данным фактам продолжается.

О каких суммах идет речь?

– Была искусственно завышена стоимость предметов закупки, которые закупало госпредприятие "Укрзализнычпостач" на сумму 20 млн грн. То есть вместо 35 млн грн стоимость договора поставки составляла 55 млн грн.

Где сейчас находится задержанный?

– Обычно, задержанные по ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса на 72 часа находятся в изоляторе временного содержания.

Прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры будут настаивать на содержании задержанного под стражей, чтобы исключить вмешательство стороны защиты в ход досудебного расследования и выезд подозреваемого за пределы Украины. Что имеется в виду под вмешательством?

– Если подозреваемое лицо остается не под арестом, то есть он может быть дома, может пользоваться мобильными телефонами, может теоретически предупредить своих сообщников о том, что ведется расследование, что детективы НАБУ следующими могут заглянуть к ним. 

Это может замедлять сам процесс расследования, также препятствовать проведению некоторых следственных действий.

Когда суд изберет меру пресечения?

– Согласно закону, суд должен рассмотреть ходатайство в течение 72 часов, то есть за ближайшие три дня.

НАБУ имеет достаточно доказательств и аргументов?

– Детективы НАБУ имеют доказательства для того, чтобы сообщить данному лицу о подозрении и для того, чтобы ходатайствовать перед судом для избрания меры пресечения. А решение суда – это уже решение суда.

Можем ли говорить, что "Укрзализныця" тщательно проверяется?

— Я хочу подчеркнуть, что сейчас детективами НАБУ расследуются более 160 уголовных производств, которые касаются не только данного предприятия, которое вы упомянули, а и других предприятий, других лиц. Поэтому говорить о том, что кому-то уделяется много внимания, а кому-то мало, мы не будем. 

У нас нет выборочного расследования. Мы расследуем уголовные производства максимально эффективно и с одинаковым вниманием к каждому делу.

Есть ли статистика, сколько из 160 дел доведены до суда, по каким-то делам уже вынесены приговоры?

– Статистики вынесенных приговоров у нас нет. В суд направлено более 15 уголовных производств. До 10 августа в соответствии с законом НАБУ публикует отчет о своей деятельности с более точными статистическими данными. С ним можно ознакомиться на нашем веб-сайте.

Какие проблемы на сегодняшний день существуют в "Укрзализныце" и как проходят реформы этого ведомства, в эфире "ГС" прокомментировал транспортный аналитик Максим Гардус.

Детективы антикоррупционного бюро задержали начальника департамента планирования и контроля закупок "Укрзализныци" за участие в коррупционных схемах. Старые схемы хищения имущества продолжают работать, несмотря на смену главного руководства этого предприятия?

— Закупки — главный источник увода средств из "Укрзализныци". Только за последние месяцы было два крупных скандала: один по закупке металлоизделий по завышенным ценами, а второй скандал тянется еще с прошлой осени, когда поставщики топлива выработали схему, как обойти тендерное законодательство. 

И понятно, что без согласования с начальством "Укрзализнычпостача", такие махинации были невозможны.

Какие изменения в "Укрзализныце" могут быть? Планируется ли что-нибудь? Потому что концепции развития мы пока-что не видим.

— Войцех Бальчун не так давно назначен — два месяца. И два месяца, чтобы попытаться понять, что происходит в этой огромной империи — это действительно нормально. 

Дело в том, что до сих пор нет даже калькуляции. Никто не знает, сколько стоит перевозка одного пассажира, допустим, из Киева в Одессу. Таких цифр нет в природе. То есть, нельзя сказать, билет занижен или завышен. Точно так же никто не знает, сколько стоит перевозка грузов. 

А шаги, которые нужно сделать, они уже в его презентации описаны. Во-первых, это повысить рентабельность грузовых перевозок, возможно, повысив тарифы. Но политическим давлением это было остановлено. Второе, нужно, чтобы тарифы разрабатывало одно ведомство, путями управляло другое ведомство, а хозяйственной деятельностью занималось третье, возможно, что и частная компания. Потому что сейчас "Укрзализныця" одна во всех лицах, поэтому частников просто не пускает. 

То есть, это основные направления реформ — это грузоперевозки, сделать отдельную железнодорожную компанию "Укразлиныця-Карго", это создать отдельную администрацию железных дорог, и закончить, наконец, акционирование полностью.

А насколько вообще возможно, что могут частники зайти к нам? С перспективой на сколько?

— Для того чтобы зашли частники, нужно принять кучу законов, которые наша ВР успешно проваливает который месяц. То есть нужно создать администрацию. Чтобы была некая плата за использование инфраструктуры, как, например, в морских портах. 

То есть, поезд платит неким компаниям "Укрзализныци" за использование рельс и за использование вокзалов. Вести рельсовый сбор, вокзальный сбор.

А если, например, администрация и "Укрзализныця", которая будет оператором поездов… Все равно же это будут конкуренты. И администрация все равно будет какие-то преференции отдавать именно "Укрзализныце", а не какому-то частнику?

— Мы видим, что в плане портов эта реформа сработала. Раньше морской порт был и хозяйствующим субъектом, и тем, кто определяет правила. И понятное дело, что частным терминалам придумывались правила похуже. 

Теперь, есть администрация морских портов Украины, которая сама по себе хозяйственной деятельностью вообще не занимается, и соответственно, ей все равно, идут на государственный порт грузы или на частный, лишь бы грузов было больше. Потому что она получает деньги от количества грузов, а не от того, чьи они. 

Поэтому, я думаю, что, если этот опыт мы распространим на железную дорогу, мы добьемся результата.

Ранее первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов в эфире "ГС" рассказал, что убыточность пассажирских перевозок в Украине – около 8 млрд гривен в год, и предложил, как сделать их прибыльными и комфортными для пассажиров.

Читайте также: New York Times: оружие из зоны АТО расползается по всему миру

К слову, первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов прогнозирует, что принятие закона о либерализации рынка перевозок создаст конкуренцию, необходимую для повышения качества услуг и эффективности работы отрасли.

Самое читаемое
    Темы дня