наверх
08.05.202110:17
Курсы валют НБУ
  • USD27.76+ 0.04
  • EUR33.49+ 0.08

Виктор Суслов: чуда не произойдет, в Украине - кризис на кризисе

Заявления МВФ и экономический кризис в Украине. (733)

(обновлено: )18069943
По старой пословице, летний день год кормит. Для экономики Украины нынешнее лето также может быть "узлом" для скопления факторов и тенденций, которые проявят себя несколько позже. Статистика говорит о минимальном росте экономики. Как долго он продлится?

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Этим летом решается судьба дальнейшего сотрудничества Украины с МВФ. Год назад Верховная Рада Украины сделала первый шаг к полной изоляции страны на рынке внешних заимствований, приняв закон о моратории на выплаты внешних долгов. А нынешним летом совет директоров может принять решение о выдаче Украине последнего транша. Или такое решение может быть не принято вообще.

Вторым отличительным событием нынешнего лета стала ревальвация гривны. С одной стороны, снижение курса доллара и некая его стабилизация не может не отразится положительно на показателях деятельности нашей экономики. С другой стороны, как долго она продлится и что придет взамен?

Читайте также: Вдох, а выдох позже. Помощь МВФ как тугая удавка

Макропоказатели второго квартала демонстрируют небольшую положительную динамику в экономике. Но что может стать залогом возврата к экономическому росту в нынешних условиях?

Экс-министр экономики Украины, финансовый эксперт Виктор Суслов поделился своим взглядом на тенденции в экономике текущего периода.

Виктор Иванович, есть ли актуальные тенденции летнего сезона, которые могут перерасти в общие тенденции второго полугодия для экономики. Какие события могут быть самыми главными и иметь долгоиграющие последствия?

— Главная тенденция этого года – это углубление шоковой терапии, и, конечно, углубление последствий шока. Правительство активизировало поиски денег в карманах граждан, в том числе и малообеспеченных. С первого июля вдвое повышены тарифы на горячую воду, отопление. В сентябре планируется значительное повышение тарифов на электроэнергию. Это вызвало первые, скорее всего пока пробные, акции протеста в Киеве, организованные профсоюзами. Но на осень уже можно прогнозировать массированные антиправительственные выступления, которые будут поддержаны оппозиционными политическими силами. Вероятен парламентский кризис и назначение досрочных выборов в Верховную Раду.

Усиливается кризис бюджета. Поэтому будут нарастать проблемы, связанные с возмещением налога на добавленную стоимость экспортерам. Уже не хватает средств на выплаты субсидий малообеспеченным для компенсации роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Дефицит средств Пенсионного фонда достиг угрожающих размеров, и теперь снова в повестке дня Кабмина вопрос о дальнейшем повышении пенсионного возраста. Огромных средств, которых нет, требует кризис инфраструктуры — разрушенные дороги и мосты, изношенные основные фонды тепловых и атомных электростанций, коммунального хозяйства. Угроза многочисленных техногенных катастроф в Украине стала реальной как никогда.

И, конечно, во втором полугодии страну ждет очередная налоговая реформа. По сложившейся плохой традиции налоговая реформа в Украине проводится ежегодно, после подготовки правительством проекта бюджета на следующий год и направления его в Верховную Раду. Поэтому проект бюджета придется, как обычно, отзывать на доработку и потом принимать Закон о бюджете вместе с налоговыми изменениями в ночь под Новый год с нарушением всех предусмотренных законодательством процедур. 

Важной особенностью второго полугодия является завершение формирования всего кулака "антикоррупционных" силовых органов и начало их активной работы. А значит, усилится борьба за контроль над бизнесом, контроль над финансовыми потоками и борьба за объекты собственности. На этом этапе едва ли удастся избежать конфликтов между силовыми органами. Одновременно будет резко усилен контроль за государственными служащими и давление на них, что будет иметь как позитивные, так и негативные последствия. Силовики будут играть все более важную роль в выстраивании в Украине централизованной и сильной власти, подавлении оппозиции и контроле за средствами массовой информации.

А что будет с отраслями "реальной экономики"?

— Украина продолжит находиться в состоянии социально-экономического кризиса, в котором пребывает уже несколько лет. Деиндустриализация страны будет продолжаться, сырьевая направленность экономики будет усиливаться. Сельское хозяйство будет, пожалуй, единственной отраслью, которая будет развиваться, в которую будут приходить иностранные инвестиции и в которой будут доминировать транснациональные корпорации. Расходы госбюджета на обслуживание внешних долгов будут постоянно расти. Деградация образования, науки и здравоохранения продолжится. Социальная дифференциация в обществе будет усиливаться. Будут формироваться полюса богатства и бедности, будут расти роскошные городки особняков за высокими заборами и с охраной для богатых и расширяться трущобы для бедных. Образованная и деятельная молодежь эмигрирует и будет эмигрировать в возрастающих масштабах. Украина будет приобретать черты, типичные для многих латиноамериканских стран. 

Будет ли влиять на ситуацию конфликт на востоке Украины?

— Судя по всему, конфликт на Донбассе будет "заморожен" с молчаливого согласия всех сторон конфликта и всех участников переговоров, и Минские договоренности выполнены не будут. В сущности, вопреки риторике, он уже "заморожен", потому что это выгодно всем, кто находится при власти в ДНР/ЛНР, Украине, России и странах Запада. 

"Заморозка" конфликта гарантирует сохранение власти в руках лидеров ДНР/ЛНР, Украины и России, потому что наличие внешнего врага позволяет всем им вести мобилизационную пропаганду, ограничивать оппозицию, работу демократических институтов и независимых СМИ, преследовать "агентов"врага. И старый добрый принцип — "Цель власти — власть", открытый Джорджем Оруэллом, при этом замечательно выполняется для всех.

А для западных лидеров "заморозка" конфликта позволяет возобновить гонку вооружений к восторгу своего военно-промышленного комплекса, прежде всего США, постоянно иметь повод для экономических санкций и других ограничительных мер против России, которая очень неосмотрительно в последние годы начала заявлять о "конце однополярного мира" и попыталась бросить вызов доминированию США в мире.  

А что все же будет с нашей гривной? Ведь она уже стабильна? Да и инфляция сменилась дефляцией? 

— Да, курс гривны стабилизировался, потому что НБУ, под давлением МВФ, сейчас проводит жесткую денежно-кредитную политику. Одновременно такая политика приводит к нарастанию бюджетного кризиса, поскольку бюджет лишается инфляционных доходов, к затруднениям в возврате и обслуживании кредитов для предприятий, поскольку процентные ставки по кредитам остаются высокими. Эта политика должна будет вызвать кризис неплатежей и дальнейшее нарастание кризиса банковской системы. 

Очень скоро мы увидим последствия этой политики. Чудес не бывает. Утрата внешних рынков, падение экспорта, сохранение негативного сальдо торгового баланса, дальнейшее сжатие промышленного производства неизбежно скажутся. Пострадают прежде всего граждане вследствие роста безработицы, роста цен и тарифов и свертывания бюджетных социальных программ. Нельзя решить все проблемы экономики за счет граждан. Да и стабильность гривны в условиях разбалансированной экономики невозможна. Думаю, не за горами новый виток девальвации. С моей точки зрения, правильнее было бы проводить политику умеренной управляемой девальвации и невысоких темпов инфляции. Хотя надо понимать, что решения для украинской экономики сегодня лежат вовсе не в сфере монетарной политики.   

Но МВФ ведь нам поможет? 

— Вопрос сотрудничества с МВФ я не хотел бы комментировать до подписания и опубликования нового Меморандума с МВФ. Через месяц исполнится уже год, как программа сотрудничества с МВФ остановлена, и кредиты Украине не предоставляются. Вина за это ложится на украинское правительство, которое не выполняло своих обязательств по ранее подписанному Меморандуму. Мало того, правительство Яценюка систематически вводило в заблуждение общественность, выдавая ряд своих собственных решений, не согласованных с МВФ, как реализацию требований МВФ. 

Поэтому я хочу видеть подписанный и официально опубликованный новый Меморандум с МВФ, чтобы общественность могла контролировать действия исполнительной власти по этому Меморандуму. Поэтому я призываю не верить никаким уверениям, типа "МВФ требует повышения пенсионного возраста" до того, как мы увидим это в Меморандуме. Но Меморандума все еще нет. А это значит, что политика реформ все еще не согласована с МВФ. Иначе говоря, это означает, что и политики реформ еще нет, вопреки утверждениям официальной пропаганды.

А как все происходящее воспринимает общество?

— Я бы сказал, что общество находится в состоянии депрессии. От власти очень много таких заявлений, которые не отражают реального состояния вещей, которые не говорят всей правды о тяжести положения. Власти не хватает стратегического видения перспектив Украины, обществу не предложен стратегический план на перспективу, способный объединить граждан, независимо от их региональных, религиозных, национальных и других различий.

Власть стала заложником официальной пропаганды. Очень опасны тенденции начала массированной кампании "охоты на ведьм", типа ловли "бытовых сепаратистов", развешивания ярлыков "агентов Путина" на многих украинских политиков, общественных деятелей, журналистов.

Широко известны многочисленные факты безнаказанного нарушения украинского законодательства, особенно когда они оправдываются "национальными интересами" или другими благими намерениями. Существование правового демократического государства в Украине сегодня под угрозой. 

Низкий уровень компетентности новых людей, пришедших в политику, в государственный аппарат, к управлению отраслями народного хозяйства, предприятий и учреждений становится более серьезной проблемой, чем даже коррупция.

Но все-таки, Украине ведь есть чем гордиться?

— Вы ставите меня в тупик. Предметом большой публичной гордости, о котором писали все газеты, недавно стал полет со сверхгабаритным грузом в Австралию уникального, самого большого в мире украинского самолета "Мрия", советской постройки 1988 года, с убеждением – и об этом говорилось на уровне президента страны – что это демонстрирует, какой потенциал у Украины. Но этот пример скорее показывает, какой потенциал у советской Украины был в 1988 году. Прошло уже 28 лет со времени постройки этого самолета. И то, что он еще летает, показывает, что все-таки уровень качества работы того же завода “Антонов” 28 лет назад был высоким. Но он не показывает, что Украина способна сегодня с такими самолетами захватывать мировые рынки. Если бы она хоть один такой самолет построила бы в последние годы, в период независимости, она бы что-то показала. Это очень характерно, даже объекты, которые мы демонстрируем и гордимся, вот они такие, советские. А значит, в стране должна быть промышленная политика, которой, к сожалению, нет.

Читайте также: Перетягивание каната: Украина между МВФ и РФ

А как вы думаете, что могут говорить о Гройсмане-премьере уже осенью? Мы помним, как достаточно быстро скатился рейтинг Яценюка к нулям. Повторит ли он судьбу "папередника" Яценюка? 

— Я думаю, что большой атаки, даже информационной, на Гройсмана не будет. Потому что ведь когда таким образом меняли премьера одного на второго, в обществе было сформировано очень четкое мнение, что реально возглавил власть, и исполнительную власть в том числе, президент Украины. Пусть де-юре это не так, но де-факто, это, бесспорно, так. 

В Украине сформирована жесткая и всеобъемлющая вертикаль единой президентской власти. То есть, скорее всего, недовольство, если оно и будет, оно будет направлено не на правительство,  а на президента. Тем более что президент, расставив своих людей на ключевые должности, премьер-министра, и Генерального прокурора, и на огромное количество других должностей, он тем самым взял на себя полную ответственность за ситуацию в стране. Хорошо это или плохо, покажет будущее.

Самое читаемое
    Темы дня