наверх
29.03.202412:36
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Выборы в райсоветы Киева и мышиная возня вокруг власти

(обновлено: )107
Работа Киевсовета остановилась: депутаты не могут решить — сначала утвердить полномочия районных советов столицы, а потом провести выборы, или наоборот. Политолог Руслан Бортник убежден: все борьба за рейтинги, власть и полномочия.

Депутаты фракции "Самопомич" в Киевсовете заявили, что мэр столицы Виталий Кличко ветировал назначение выборов в районные советы. Это, по их мнению, может остановить децентрализацию в Киеве.

По словам самого Виталия Кличко, он остановил обращение Киевсовета в Центральную избирательную комиссию из-за того, что депутаты решение "без соответствующей компетенции". Столичный глава считает, что создание райсоветов приведет к управленческому коллапсу в Киеве, поскольку сначала нужно законодательно закрепить полномочия райсоветов, чтобы отделить их функции от местных администраций.

Депутат Киевсовета от фракции "Самопомич" Алексей Руденко в эфире радиостанции Голос Столицы разъяснил, почему с точки зрения его политической силы, выборы в районные советы нужны и в кратчайшие сроки.

Вы выступаете за выборы в районные советы? Почему?

— Мы однозначно поддерживаем райсовета. Это для нас не является целью ради цели. Я, например, как член комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития, понимаю, что с точки зрения расходов и доходов должна быть управленческая целесообразность распределения полномочий. Определенные вопросы, например, ремонтов лифтов, ремонт придомовых территорий — это не компетенция городского совета. Этим должны заниматься депутаты райсовета. Таким образом, мы достигаем по определенным статьям расходов большей эффективности.

А как относительно аргументов, что сначала надо урегулировать полномочия советов, а затем проводить выборы?

— В этом есть определенный смысл. Должны быть четко распределены полномочия. Однако "Солидарность" использует этот аргумент как причину, чтобы не давать этому вопросу никакого движения. У нас во всех комиссиях прошел проект решения о расширении райсоветов. У всех депутатов была возможность высказать свое мнение относительно полномочий. То есть эта работа проходила. У нас, например, в бюджетной комиссии была отдельная рабочая группа по вопросам бюджета районных советов. Например, департамент финансов заявил, что никаких технических проблем распределить доходы и расходы между городским советом и райсоветами нет.

То есть определение полномочий районных советов — это компетенция Киевсовета и решение ВР не нужно?

— В значительной степени, да. Единственная проблема в том, что город Киев является уникальным городом, потому что у нас сохраняются государственные администрации. Здесь есть коллизия на законодательном уровне, так как фактически отсутствует самоуправление, ведь председателей РГА назначает президент Украины. Фактически у местного депутата механизма влияния на назначенного президентом главу РГА нет. А относительно полномочий — да, действительно, Киевсовет может определить те полномочия, которые она делегирует на райсовет. Сейчас, например, рассматривались три варианта наполнения бюджета райсоветов. Мы можем централизованно собирать налоги на уровне города и затем трансфертами и субвенциями в соответствии с полномочиями райсоветов распределять средства. Другой вариант — перейти к более либеральному централизованному варианту — оставлять все налоги. Как компромиссный вариант было предложено совместить эти два варианта.

Как вы планируете действовать дальше? Будете блокировать работу Киевсовета?

— Могу точно ответить, что мы продолжим нашу борьбу за райсоветы. У нас перед заседанием Киевсовета будет митинг под стенами КГГА с активистами и теми, кто понимает, что райсоветы нужны. Будет заседание фракции, и после этого мы сможем официально выразить позицию и показать, что мы будем делать дальше.

Свое отношение к райсоветам в столице в ыразил в эфире "ГС" депутат Киевсовета от фракции "Солидарность" Олег Петровец.

Почему "Солидарность" выступает против проведения выборов в районные советы?

— Основной мотив в том, что очень много несоответствий  в законодательстве, которые дают возможность фактически создать коллапс в столице в случае, если районные советы начнут работать. Потому что районные советы по факту имеют дублированные с Киевсоветом функции. Новое законодательство о государственной службе не дает возможности избранным по закону "О столице Украины — городе-герое Киеве" людям, которые стали председателями районных советов, автоматически быть назначенными председателями государственных администраций. Новый закон запрещает занимать должность и депутата, и главы администрации. Тут есть коллизия. При выборах районных советов мы создадим ситуацию, когда районы будут без глав. Сейчас выборы без изменений в законодательство приведут к тому, что будет парализована исполнительная ветвь власти на местах, районах. Полномочия районных советов не прописаны четко. Это делать выборы ради выборов, и некоторые политические силы просто зарабатывают политические дивиденды.

Кто должен определить полномочия киевских районных советов? Депутат Руденко говорит, что для этого нужно решение Киевсовета…

— Действительно, Киевсовет может определить полномочия районных советов. Происходит серьезная дискуссия, какие полномочия передать, а какие оставить. Непосредственно педалируется не ситуация с полномочиями районных советов, а педалируется ситуация с выборами районных советов, потому что полномочия районных советов сейчас большинству не интересны. Создана комиссия, которая занимается этим вопросом. Это логично: сначала определяются полномочия, затем избираются люди.

Когда должно быть принято решение Киевсовета относительно полномочий районных советов?

— Есть экспертная группа, которая сейчас работает над ним.

Над ним можно работать пять лет, десять…

— Можно и за месяц подготовить, и за два. Тут же не критический вопрос.

Есть мнение, что "Солидарность" затягивает этот вопрос.

— Не может "Солидарность" затягивать этот вопрос, поскольку есть нормы, которые предусматривают работу любого органа местного самоуправления. У нас нет механизмов влиять на законодательство. Но акцент сейчас делается именно на выборах, а не на полномочиях. Это беспокоит киевлян, потому что люди понимают, что им не нужна филькина грамота — проведение выборов, после которых придут 500 новых людей и понятно, что будут делать на местах.

Вы можете сказать, когда будет принято решение относительно полномочий райсоветов?

— Четко сказать не могу, потому что работает экспертная  группа. Я за то, чтобы все было  принято максимально быстро.

Политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник прокомментировал, что на самом деле кроется за заявлениями оппонентов в вопросе проведения выборов в райсоветы.

Как вы можете объяснить это противостояние вокруг районных советов? Что должно быть первично – определение полномочий или проведение выборов?

— Мне кажется, что первичным  должно быть определение полномочий, поскольку, когда мы берем человека  на работу, мы берем его под  выполнение определенных функций. Изначально должны быть функции, на которые нужны люди. Если  этих функций нет, то люди не  нужны, и деньги не нужно тратить. Хотя самый простой вариант – возвращение к старой системе. Напомню, что у нас существовали длительное время советы, у них были полномочия. Одним банальным решением можно откатить ситуацию назад и вернуть им те полномочия, которые у них были. Но мне кажется, что власть сегодня не готова делится этими полномочиями, и они пытаются процесс выборов заместить процессов торгов вокруг этих полномочий.

Как надолго можно затянуть этот процесс?

— Затягивать можно до  бесконечности, хотя, я думаю, до конца этого года выборы будут назначены и, возможно, пройдут. Потому что даже для тех партий, которые требуют проведения выборов, те полномочия, которые получат советы, не важны. Здесь несколько составляющих. Первая составляющая – это рейтинги. Мне кажется, что и для "Самопомичи", и для других партий важно показать, что уже есть другой лидер общественного мнения. Очевидно, это не будет БПП и "Удар". Социология свидетельствует, что эти партии показывают второй, даже пятый результат, но не первый. Главное – победить их на этих выборах. Другая составляющая – это полномочия, но, мне кажется, это не ключевая составляющая. И третья составляющая – это разрушить монополию Кличка и его команды на управление городом. Все-таки часть полномочий, возможно, контроль над рынками, контроль над предпринимательской активностью, над жилищно-коммунальной сферой перейдет этим местным районным советам и, таким образом, монополия Кличка будет разрушена.

Ожидаете ли вы вмешательства в эту ситуацию центральной украинской власти? Можем ли мы говорить о некотором ухудшении отношений между Кличко и президентской командой?

— Я бы не говорил  о критическом ухудшении, но вмешательство  уже присутствует. Если бы не  было этого вмешательства, выборы  давно бы уже прошли. Мы видим, что ЦИК не спешит этот вопрос решать, и мы видим, что на местном уровне реализуется общая политика президента и его окружения. Это надо понимать. Без их поддержки он бы не решился блокировать избирательный процесс. Поэтому тайное, не явное, вмешательство уже присутствует. Публичного вмешательства не будет, потому что это будет иметь негативные последствия для команды президента. Запрещая выборы, безусловно, теряешь поддержку общества. Разрешая выборы, проиграешь на этих выборах. То есть лучше всего — максимально долго тянуть ситуацию этих торгов, обсуждая полномочия и не принимая каких-либо окончательных решений.

Ранее в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт по вопросам местного самоуправления Владимир Пархоменко заявил, если местный совет собирается реже, чем раз в месяц, это может стать основанием для назначения внеочередных выборов.

Читайте также — Нарушая закон: Кличко останется и мэром и главой КГГА — эксперт

Самое читаемое
    Темы дня